Студопедия — Диффузионистское направление з изучении культур
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Диффузионистское направление з изучении культур






Диффузионизм как способ изучения культур появился в конце XIX. Диффузионизм обозначает распространение культурных явлений через контакты между народами - торговлю, переселение, завоевание. Представители этого направления считают главным содержанием исторического процесса дифузию, контакты, столкновение, заимствования, перенос культур.

Важной особенностью этого подхода является анализ пространственных и временных характеристик культур, что предстазляет собой конкретизацию объекта исследования по сравнению с эволюционизмом.

Диффузионизм можно рассматривать как попытку заменить идею прогрессивного развития принципом пространственно -временного перемещения отдельных элементов культуры или их комплексов.

Основатель диффузионизма - немецкий исследователь Ф.Ратцель (1844 - 1904). Главный предмет изучения Ратцеля - географическое распространение предметов материальной культуры и соответственное распространение народов, ногсителей этих предметов. Из факта географического перемещения предметов делается вывод о пространственном распространении культур, о родстве и происхождении последних. Ратцель выделяет два способа перемещения элементов культуры: 1) полный и быстрый перенос не отдельных вещей, а всего культурного комплекса; этот вариант он называет аккультурацией; 2) перемещение отдельных этнографических предметов от одного народа к другому.

Обобщающим понятием, выражавшим пространственные характеристики распространения культуры, для Ратцеля была «культурная зона», или «культурный круг». Сходные элементы культурах разных народов Ратцель объяснял их общим происхождением, относящимся к глубокой древности. Основной источник изменеий з культурах - в о взаимных контак тах между ними.

Ратцель сформулировал основные положения диффузионизма:

7. акцент на взаимовлияние культур;

7. изменения культур путем заимствования;

7. идея о некоем одном или нескольких центрах, из которых началось развитие человечества (обычно — Египет).

Основной объект исследования - предметы материальной культуры (этнографические предметы), образующие некоторую целостность з пространстве и времени (культурный круг). Человеку отзодится второстепенная роль (носитель этнографических предметов) и предполагается относительная независимость культуры от него.

3 исследованиях диффузлоянстоз немало противоречий, но основная идея диффузионизма была правомерной и продуктивной. В противовес абстрактному рассмотрению культур, существовавшему з эволюционизме, диффузиониты поставили зопрос о конкретно- исторических сзязях и взаимовлияниях культур разных народов. В их исследованиях отрабатывались приемы анализа, сравнения, поиска сходных моментов в частях, составляющих культуру. Именно диффузионисты исследовали вопрос о пространственно-временных характеристиках культур.

 

Структурализм К. Лези-Стросса.

Структурализм - ряд направлений в социально-гуманитарном познании, основанных на рассмотрении объекта исследований в качестве структуры. Под структурой понимается совокупность отношений между элементами некоторого целого, которые сохраняют свою устойчивость при разных внешних и внутренних изменениях.

Начало структуралистскому подходу в лингвистике положил Фердинанд де Соссюр (1857 - 1913). Согласно этому подходу, каждый элемент системы определяется другими элементами и сам определяет их. В XX зеке структурализм превращается з особую философскую систему и даже особое мировоззрение.

К. Леви-Стросс - французский антрополог и философ создаёт структурно- антропологическую концепцию культуры. Важное место в его концепции занимает понятие бессознательного, которое отграничивает людей от животного мира и представляет первооснову любой культуры. Бессознательное для него - это скрытые механизмы знаковых систем. На сознательном уровне человек манипулирует знаками, строя из фразы и тексты, но это он делает подчиняясь определённым правилам, которые выработаны коллективно и стихийно и о которых многие не догадываются. Эти правила - элементы структуры языка. Но точно такие же элементы должны существовать зо всех сферах духовной жизни человечества: в области искусства, права, религии т.д.

Бессознательнее творчество человеческого духа и лежит в основе культуры и язык д.

Признаёт чрезмерную роль формализма и условностей зо взаимоотношениях людей, решающего влияния на их поступки символических Форм. традиций, ритуалов, и прежде всего языка, порождающего все общественные институты. Основная его мысль - все мы живём условностями и мифами, зсё больше отдаляющими нас от реальной жизни. Миш он трактует как фундаментальное содержание коллективного сознания, основу устойчивых социальных структур. По Лези-Строссу, «миф объясняет з разной степени как прошлое, так и настоящее и будущее... Ничто не напоминает так мифологию, как политическая идеология». То есть, идеология и мифология у него - синонимы. Только мифология лежит в основе культуры первобытных народоз, а идеология - цивилизованных (гитлеровский миф, миф о коммунизме и т. д.). Создав мир символов, современный человек з сзоей культурной жизни отошёл от следования бессознательной структуре разума, которая дана людям природой. И идентична природе. Таким образом, все драмы современной культуры -это плата за забзение природы.Человек - единство внешнего (социального) и внутреннего (природного). Внешнее - это те символы, которыми он оперирует. Внутреннее - это бессознательная структура разума. Внутреннее не меняется, внешнее - наоборот. Это нарушает структурную связь знешнего и внутреннего в человеке. Современный человек нуждается в «ремонте». Следует восстановить гармонию человека с природой, нарушенную цивилизацией. Для этого необходимо изучать опыт первобытного человека, его единство с природой и целостность, вернуть современному человеку гармонию чувственного и рационального.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 417. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.027 сек.) русская версия | украинская версия