Студопедия — Свободное использование объектов смежных прав по законодательству Российской Федерации
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Свободное использование объектов смежных прав по законодательству Российской Федерации






Как и произведения науки, литературы и искусства, объекты смежных прав в предусмотренных ГК РФ случаях могут использоваться без согласия исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания и, как правило, без выплаты им вознаграждения (ст. ст. 1273,1274,1277, 1278 и 1279 ГК РФ). Присутствие в нормативно-правовых актах подобных случаев, которые имеются в законодательстве всех государств, охраняющих смежные права, и допускаются ст. 15 Римской конвенции, объясняется теми же причинами, что и наличие ограничений в правах авторов. Совершенно вполне понятно, что они установлены в интересах общества, которое заинтересовано в свободном распространении информации, развитии науки и образования. Как и любые исключения из общего правила, предусмотренные ограничения смежных прав не подлежат какому-либо расширительному толкованию. Свободное использование объектов смежных прав не должно наносить ущерба нормальному их использованию и ущемлять законные интересы исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания, а также авторов исполняемых или ᴨередаваемых произведений[6].

Установленные случаи свободного использования объектов смежных прав сводятся к следующему. Во-ᴨервых, допускается свободное использование во время ᴨȇредачи в эфир, ᴨередачи по кабелю, а также для включения в обзор о текущих событиях небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы. Данный случай использования объектов смежных прав ничем не отличается от свободного использования в аналогичных целях произведений науки, литературы и искусства. Главное состоит в том, что

целью обзора или репортажа является информирование публики о происходящих событиях, а не доведение до ее сведения исполнения, постановки, фонограммы, ᴨередачи в эфир или по кабелю. В связи с этим в соответствующем обзоре или репортаже могут приводиться лишь отрывки, которые становятся увиденными или услышанными в ходе освещения текущих событий[7].

Во-вторых, к рассмотренному случаю близко примыкает использование небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, ᴨередачи в эфир или по кабелю для цитирования при условии, что такое цитирование осуществляется в информационных целях. Определение границ данного случая свободного использования объектов смежных прав зависит от правильного толкования используемых законом понятий «небольшой отрывок» и «информационная цель», которые взаимосвязаны друг с другом. Под небольшим отрывком подразумевается такая часть исполнения фонограммы или ᴨередачи, которая является необходимой и вместе с тем достаточной для того, чтобы публика получила представление о том объекте смежного права, сведения о котором доводятся до нее путем цитирования. Установить какой-либо предельный объем цитаты хотя и заманчиво, но вряд ли возможно. Многое зависит от характера самого используемого объекта смежного права, от того, какая его часть взята в качестве цитаты, от способа ее использования и т.д.

Наряду с этим понятие «информационная цель» выступает в качестве критерия обоснованности цитирования как такового. Что такое «информационная цель», ГК РФ не раскрывает, однако уяснить это понятие помогает ст. 1274 ГК РФ, допускающая цитирование произведений науки, литературы и искусства в научных, учебных, культурных и информационных целях. Как видим, есть различие между указанными целями цитирования и рассматривается цитирование в информационных целях как его особый вид.

Однако, как бы широко или узко ни трактовать понятие «информационная цель», им в любом случае не охватывается получившая широкое распространение практика использования цитат из чужих произведений и объектов смежных прав, при которой цитаты внедряются в состав других объектов смежных прав в художественных целях. Так, например, в ᴨередачах многих известных радиостанций постоянно звучат цитаты в виде фраз или диалогов героев известных кинофильмов, короткие отрывки из чужих исполнений, фонограмм и ᴨередач. Подобные действия могут совершаться лишь при условии соблюдения авторских и (или) смежных прав правообладателей используемых объектов[8].

Условия использования исполнения, постановки, ᴨередачи в эфир или по кабелю, с одной стороны, и воспроизведение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, с другой стороны, не совсем совпадают. Если ᴨервая группа объектов смежных прав может использоваться заинтересованными лицами для цитирования бесплатно, то любое использование организациями эфирного и кабельного вещания экземпляров фонограммы для ᴨередачи в эфир или по кабелю возможно только при условии выплаты вознаграждения.

В-третьих, объекты смежных прав могут использоваться любыми заинтересованными лицами в целях обучения или научного исследования. Это изъятие из сферы смежных прав является достаточно серьезным, так как не поставлено в какие-либо дополнительные рамки в отличие, например, от использования в тех же целях творческих произведений. Следует отметить, что формулировка данного случая свободного использования в российском законодательстве полностью совпадает с тем, как он описан в ст. 15 Римской конвенции.

В-четвертых, допускается без согласия исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания использование ᴨȇредачи в эфир или по кабелю и ее записи, а также воспроизведение фонограммы в личных целях. Это достаточно обычное изъятие из сферы исключительных прав, которое уже анализировалось применительно к правам создателей творческих произведений. Воспроизведение фонограммы даже в личных целях допускается при условии выплаты вознаграждения, выражающегося в виде особой наценки на оборудование и материальные носители, используемые для такого воспроизведения (ст. 1326 ГК РФ).

В-пятых, не требуется разрешения исполнителя, производителя фонограммы и организации эфирного вещания на осуществление записей краткосрочного пользования исполнения, постановки или ᴨȇредачи, на воспроизведение таких записей и на воспроизведение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, если запись краткосрочного пользования или воспроизведение осуществляются организацией эфирного вещания с помощью ее собственного оборудования и для ее собственной ᴨередачи при условии:

1) предварительного получения организацией эфирного вещания разрешения на ᴨередачу в эфир самой постановки, исполнения или ᴨȇредачи, в отношении котоҏыҳ осуществляется запись краткосрочного пользования или воспроизведение такой записи;

2) ее уничтожения в пределах 6-месячного срока после ее изготовления, если более продолжительный срок не был согласован с обладателями прав на запись. Но если единственный экземпляр записи имеет исключительно документальный характер, он может быть сохранен в официальных архивах.

В-шестых, свободное использование объектов смежных прав разрешено также в тех случаях, которые установлены ГК РФ в отношении произведений науки, литературы и искусства. Возможность введения во внутреннее законодательство подобных ограничений предусмотрена Римской конвенцией. Исполнение, постановка, фонограмма, ᴨередача в эфир и по кабелю могут свободно воспроизводиться для судебных целей, использоваться во время официальных и религиозных церемоний и т.д.

Тогда, когда условия свободного использования объектов смежных прав и авторских произведений применительно к одним и тем же случаям их использования (цитирование, использование в целях обучения и т.п.) не совсем совпадают, надлежит руководствоваться правилами, закрепленными соответствующими статьями ГК РФ.

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 357. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия