Студопедия — Тема 1. Русское искусство начала ХХ века
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 1. Русское искусство начала ХХ века






А) партизанский;

Б) корпоративный;

В) консультативный;

Г) предпринимательский.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

Кафедра истории и теории искусств

«История отечественного искусства ХХ века»

 

Методические указания для студентов

направления 073900.62 –теория и история искусств

всех формы обучения

Профиль подготовки: История и теория костюма

 

Составитель

И. А. Неверова

 

 

Санкт-Петербург

Содержание курса

 

Курс формирует базовые представления об искусстве России XХ века, одного из важнейших периодов в истории отечественной художественной культуры.

Задачикурса: рассмотреть основные линии развития отечественного искусства ХХ века, раскрыть особенности его художественно-образной системы; показать исторические особенности развития отечественного изобразительного искусства и архитектуры ХХ века, связь изобразительного искусства с духовными устремлениями эпохи.

По окончании курса студент должен иметь представление о развитии русского искусства XX века; уметь определять и анализировать основные вехи в его эволюции, высказывать собственные обоснованные и аргументированные взгляды на современное состояние и перспективы развития искусства; иметь представление о специфике русского искусства XХ века, его отличиях от искусства предшествующего времени.

 

Введение. Особенности исторического развития и периодизация отечественного искусства ХХ века.

Тема 1. Русское искусство начала ХХ века

Художественная жизнь России в период 1900-1910 годов. Символизм 1900-х гг., его проявления в творчестве художников “Голубой розы”. Творчество П.Кузнецова, Скульптор А.Матвеев.

Тема 2. Русский авангард 1910-1920-х годов. Отрицание классических традиций, провозглашение свободы формальных экспериментов. Творчество мастеров “Бубнового валета”: И.Машкова, П.Кончаловского, А.Лентулова, А.Куприна, Р.Фалька.

Неопримитивистские искания в живописи М. Ларионова и Н. Гончаровой.Объединения “Ослиный хвост” и “ Мишень”. Лучизм М. Ларионова.

Творчество К. Малевича. Манифест супрематизма.

Принцип «аналитического искусства» П.А. Филонова.

Тема 3. Русское искусство революционной эпохи. Первые мероприятия Советской власти в области искусства. Реорганизация художественного образования. Осуществление плана монументальной пропаганды.

Плакат в годы Гражданской войны. Агитационный политический плакат. Ведущие плакатисты: Д.С. Моор, В.Н. Дени, М.М. Черемных, В.В. Маяковский. Окна Роста. Художественное оформление улиц и площадей для массовых торжеств и праздничных демонстраций.

Тема 4. Искусство 20-х годов. Конструктивизм в русском искусстве 1920-х годов как вид «социальной инженерии». Революционный романтизм советской архитектуры 1920-х годов и архитектурные утопии. Творчество К. Мельникова. «Башня III Интернационала», «Летатлин» В. Татлина.

Поиск новых «революционных» форм в искусстве и художественные объединения 1920-х годов. Традиции передвижников и принцип художественного документализма в творчестве художников АХХР. Произведения И.И. Бродского, Е.М. Чепцова, А.М. Герасимова, М.Б. Грекова, Б.В. Иогансона и др. Противостояние натуралистической манере АХРР и призывам ЛЕФа к «поглощению искусства производством» художественного объединения ОСТ. Творчество Д.П. Штеренберга, А.А. Дейнеки, Ю.И. Пименова, П.В. Вильямса, А.Г. Тышлера и др.

ОРС – Общество русских скульпторов 1925 г. – Н.А.Андреев, В.И. Мухина, В.А. Ватагин, В.Н. Домогатский, С.Д. Лебедева.

Эволюция творчества К.С. Петрова-Водкина от символизма начала века к «героическому реализму» 1930-х. Принципы «сферической перспективы» К. Петрова-Водкина.

Тема 5. Отечественное искусство 1930-1950 годов. Метод социалистического реализма в изобразительном искусстве. Разделение искусства в СССР на «официальное» и «неофициальное» в 1932 году. Образование единого Союза художников,

Основные черты искусства тоталитаризма: доступность, упрощенная форма. Приоритетные темы и способы их претворения: темы героического прошлого страны, колхозные темы, тема спорта и т.д. Внедрение новых стереотипов, утверждение новых символов веры.

Неоклассицизм в советской архитектуре 1930-1950-х гг.

Тяга к гигантизму, утверждение через архитектурные формы незыблемости и могущества режима. Международный конкурс на создание Дворца Советов в Москве. Скульптура 1930-1950-х годов.

Тема 6. Искусство эпохи Великой Отечественной войны. Военный плакат, карикатура - их значение в годы Великой Отечественной войны. Творчество Кукрыниксов. Военная тема в творчестве А.А. Дейнеки, А.А. Пластова, Ф.С. Богородского, С.В. Герасимова и др.Драматизм сюжетов и образов.Развитие исторической живописи. Триптих П.Д. Корина «Александр Невский».

Развитие темы Великой Отечественной войны в отечественной живописи и графике послевоенного времени.

Создание памятников воинам-героям. Мемориальные ансамбли и монументальная скульптура 1960-1980-х годов.

Работа Е.В. Вучетича, Я.Б. Белопольского и А.А. Горпенко над памятником воинам Советской Армии на территории Трептов-парка в Берлине. Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане. Творчество М.К. Аникушина.

Тема 7. Русское искусство второй половины ХХ века. «Суровый стиль» в русском искусстве 1960-1970-х годов. Неофициальное искусство Москвы и Ленинграда 1960-1980-х годов.

Концепция социалистического реализма как «открытой системы». Романтические, экспрессивно исполненные картины, посвященные Гражданской и Великой Отечественной войнам Е.Е. Моисеенко. Метаморфозы «социалистического» реализма 1970-1980-х годов. Экспрессивно-трагические композиции А.А Мыльникова «Прощание», 1975; «Испанский триптих», 1979, пейзажи, портреты.

Обращение к опыту «старых мастеров» в творчестве Д. Д. Жилинского, О. П. Филатчева. Народные истоки в искусстве Е. Романовой. «Эзопов язык» в изобразительном искусстве, как способ общения художника и власти. Творчество Т. Назаренко, Н. И. Нестеровой, О. Булгаковой.

Пластическая экспрессивность станковых и мемориальных произведений Э. Неизвестного. Важнейшие циклы мастера: «Гигантомахия», «Образы Достоевского», «Образы Данте». Работа художника над главным замыслом – монументальной скульптурой «Древо жизни». Авангардистские направления в скульптуре: монументально-знаковый экспрессионизм В. Сидура.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 386. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия