Материалы дизайна. Цвет
Необычный, но тщательно продуманный и сбалансированный набор цветов может стать основой великолепной композиции – при том, что ее основные аспекты будут самыми что ни на есть ординарными. Очевидно, что восприятие цвета обязано быть более субъективным, чем восприятие той же формы – разные у всех людей не только любимые цвета, но и ощущения, которые вызывает у них тот или иной цвет. Конечно, на цвет нельзя возлагать функцию основного носителя информации – веб-страница обязана оставаться читабельной и в черно-белом виде. Из всех систем представления цвета лишь одна представляет цвет в естественном, согласующемся с человеческим восприятием виде – это система HSV (тон – насыщенность – яркость). Профессионал почти всегда думает о цвете в системе HSV. Тон (hue) – единственный цветовой компонент, представляющий собой один из цветов радуги, максимально яркий и насыщенный. Тот факт, что любой, самый экзотический и трудно определяемый цвет сводится к какой-то одной точке спектра, может показаться неправдоподобным новичкам в дизайне и даже профессиональным художникам. Насыщенность (saturation) – соотношение основного тона и равного ему по яркости бесцветного серого. Максимально насыщенный цвет не содержит серый цвет вообще, а при нулевой насыщенности, наоборот, полностью отсутствует основной тон (т.е. если при нулевой насыщенности варьировать тон, то результат будет оставаться одним и тем же – серым цветом). Яркость (value) – общая яркость цвета. Максимальное значение этого параметра превращает любой цвет в белый, а минимальное – в черный. В Macromedia Freehand и Corel DRAW палитра выбора цвета представляет собой цветовой круг с курсором, движение которого по дуге изменяет тон, а по радиусу – насыщенность. Яркость устанавливается расположенной рядом вертикальной шкалой с движком. Хотя физика утверждает, что переход от цвета к цвету является монотонным изменением длины волны света, на получающемся спектре явственно различаются участки самостоятельных цветов и переходы между цветами. Чистые насыщенные тона могут быть интересны с исследовательской точки зрения, но для дизайнера они представляются заезженными, избитыми – слишком часто эти цвета мелькают на экране. Гамма мрачно-синих, холодно-серых и снежно-белых тонов идеально передают ощущение кристальной чистоты и ледяного спокойствия. Между синим и голубым лежит цвет, темная, слабонасыщенная (почти серая) вариация которого дает имитацию металлической поверхности. Затемненный по насыщенности зеленый – цвет джунглей. По мере приближения желтого цвета становится все более болотным, гнилостным, гиблым, цветом хаки. Чтобы получить светло-желтый цвет, не нодо пытаться понизить его яркость или насыщенность – очаровательный желтый превратится либо в грязно-серый, либо в болотно-зеленый. Только достаточно далеко углубившись в красную область можно избавиться от болотного оттенка, обязательно вылезающего при понижении насыщенности цвета. Чистый красный – цвет тревоги, возбуждения, однако коричневый, охряной тепло-серый – действуют успокаивающе, ассоциируясь с древностью, благородством, возделанностью (кирпич, золото, дерево, пожелтевшие страницы книг и т.д.). На стыке красного и синего расположен цвет, которого никогда не увидите на ночном и закатном небе. Чистому фиолетовому цвету не соответствует никакая длина волны. Этот цвет – абстракция, результат искусственного смешивания. Не жалейте времени, потраченного на работу с цветом. Вырабатывайте свой подход, попробуйте цвета в разных контекстах и сочетаниях.
|