Студопедия — Учение Фомы Аквинского о государстве и праве
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Учение Фомы Аквинского о государстве и праве






 

Ф. АКВИНСКИЙ (1225-1274). Философская мысль в Средние Века не имела самостоятельного развития. Человеческая мысль была поставлена в зависимость от религии, которая пыталась подчинить богословским канонам все науки.

Авторитеты в области фсф были Платон и Аристотель. Следовать им было невозможно, т.к. они были язычниками, и во многом противоречили Христианству => надо было привести в соответствие. Свое наивысшее развитие схоластическая фсф приобрела при Ф. Аквинском. Он был аристократического происхождения, преподавал в Парижском Университете. "Богословская сумма" –фундаментальный труд по всем наукам, в т.ч. отдельную главу посвятил государству и праву.

Фома разделяет человеческие добродетели на естественные, т.е. это добрые качества души, приобретаемые естественными силами человека, и «влитые» (богословские)- это добрые качества души, которые сообщаются нам благодатью, вливаются богом.

Различается точка зрения человеческая и божественный закон, каждый из которых разделяется на естественный и положительный.

4 вида законов:

1. Вечный – сам божественный разум управляющий миром, божественная мудрость отражается в явлениях природы и душе человека в форме естественных наклонностей.

2. Естественный – это отражение вечного закона в человеческом разуме. Основное начало здесь: надо делать добро и избегать зла. Он устанавливает нормы морали, ему принадлежат все добродетельные действия людей.

3. Человеческий – нужен для дисциплины. «Порочных надо силой и страхом воздерживать от зла», то есть Фомич смешивает юридический закон с нравственностью.

4. Божественный – содержится в божественном откровении- Священном Писании. Он нужен, чтобы не было расхождений мнений людей о правде и неправде, для исправления несовершенства человеческого закона.

Взгляд на государство

Все должно иметь какое- либо участие в верховной власти, чтобы сохранялась доля народа. Наилучший образ правления – тот, где правит один с добродетелью. Затем- аристократия (где правят немногие, движимые добродетелью). Третье место у демократии. «Но царство- наилучшее из правлений, когда оно не извращается». Оно легко может превратиться в тиранию.

Сочинение «О правлении князей» осталось неоконченным. Следуя Аристотелю, выделяет три правильных (монархия, аристократия и полития) и три искаженных (тирания, олигархия и демократия). Но вопрос об их преимуществе решает в пользу монархии. «Сама природа везде устанавливает одно правящее начало: в теле – сердце, в душе- разум».

Примеры берет из истории человечества – «Где нет единого правителя, у тех народов бедствуют раздоры». На престол должен возводиться человек, не способный обратиться в тирана и власть его должна быть умеренной. Нол тиранию надо терпеть, пока она не превосходит всякие меры. Для государства будет опасно, если частные лица будут вправе посягать на правителя. Правитель рассматривается как власть, стоящая над человечеством и от него независимая. Направление деятельности всего государства определяет правитель как кормчий на корабле.

У Аристотеля мотивом деятельности правителя считается сознание его зависимости от государства, общности интересов, а у Фомы – это Божья воля, ставящая правителя над государством. Аристотель добродетелью, соответствующей взаимоотношениям правителя и подданных, считает общительность, Фома – повиновение, которое является высшей добродетелью.

На вопрос, должны ли крестьяне повиноваться светским властям, Фома отвечает, что вера в Христа не освобождает от повиновения светской власти. Границы повиновения: повиноваться настолько, насколько они от Бога.

Власть может быть не от Бога:

1. По неправильному приобретению

2. По злоупотреблению, которое может быть двоякообразно

- повелевается то, что противно велению божьему, т.е. грех Подданные должны ослушаться вплоть до восстания, но оно не должно приносить больше вреда, чем пользы. Преступлением является любое выступление против законных властей

- повелевается то, на что не простирается власть правителя Подданные не обязаны подчиняться, но не обязаны и ослушаться.

Фома предоставляет государю власть только на телесные действия подданных, правление душами должно быть в руках церкви. Т.к. тело подчиняется душе, то гражданская власть подчиняется духовной, как и тело душе.

Вопрос о собственности

В рамках церковной концепции «собственность – дар Бога человеку, и пользоваться ей надо с чувством ответственности перед дарителем». Она бывает частная, но должна служить общему благу. Никто не должен иметь больше, чем ему нужно для удовлетворения жизненных потребностей.

В 1879 году Папа Лев 13 объявил учение Фомы Святого истинным в католической вере.

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 456. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия