ПраздникиЕсли принять, что социализация – обучение нормам и ценностям общества, то не следует ли из этого, что обучение нормам и ценностям, которые не являются общими для всех, не есть социализация? Можно ли быть социализированным, но не воспитанным? 6. Можно ли быть воспитанным, но не социализированным? Можно ли сказать, что бандиты, мошенники и прочие делинквентные группы – это издержки, брак в социализации? Обоснуйте свой ответ.
Задание 20. Многочисленные исследования психологов показывают, что «розги» воспитывают агрессивность: физические наказания учат нас решать проблемы с помощью избиения других. Они приводят к тому, что дети стараются оставаться не пойманными. В 1960 г. американский психолог Л. Эрон изучал 870 восьмилетних детей в пригородах Нью-Йорка и нашел связь между суровостью физических наказаний и агрессивностью детей. Через 22 года часть испытуемых была обследована снова. Агрессивные дети стали агрессивными взрослыми. Их дети также более агрессивны, чем их сверстники. Можно ли отсюда сделать вывод о том, что многие психологические черты, которые мы раньше считали врожденными, на самом деле являются приобретенными?
Задание 21. Бе седуют двое специалистов о путях развития капитализма в России. Они придерживаются противоположных мнений. Вот они: 1. «Надо копировать западные образцы экономики. Всякий раз, когда мы от них отклоняемся, то делаем непоправимые ошибки. Человечество много времени поработало над тем, чтобы обкатать, десятикратно проверить и выбрать лучшие принципы рыночной экономики: приоритет частной собственности, свобода предпринимательства, зашита прав личности, демократия».
Задание 22. Дайте свою трактовку (объяснение) известного выражения: «В России есть культура, но нет цивилизации. В США есть цивилизация, но нет культуры.»
Основные традиции Праздники В мусульманском религиозном календаре праздничных дат немного. В мусульманском понимании праздник - это возможность для каждого многократно умножить добрые деяния, которые в Судный день будут сравнены с плохими деяниями, это возможность перевешивания чаши весов своих деяний в сторону добра, а не причина или же повод к беззаботной радости. Мусульманские праздники дают верующим стимул для более усердного богослужения. Поэтому в праздники, в священные дни и ночи мусульмане совершают специальные ритуальные намазы, читают Коран и молитвы, стараются обрадовать родственников, соседей, всех знакомых и незнакомых, посещают друг друга, раздают пожертвования, дарят подарки, стараются ни в коем случае не обижать никого. В исламе праздники называются по-арабски - на языке Корана, однако существуют и параллельные названия на других языках народов мусульманского мира, в частности, языках тюркской группы, на которых говорят татары, узбеки, казахи, турки и т. д. Религиозные мусульманские праздники отмечаются в строгом соответствии с лунным календарем - «Хиджрой» и это приводит к ежегодному смещению всех праздничных дат. В мире ислама счет годам ведется от события, которое положило начало первой мусульманской общине. Она сформировалась после переселения пророка Мухаммеда и небольшого числа его сподвижников из Мекки, где их преследовали, в Медину, где их признали. По-арабски "переселение" - "хиджра", отсюда и название мусульманского календаря. Событие Хиджры произошло в 662 году, по Юлианскому летоисчислению. И начало календаря установлено на первое число первого месяца - мухаррама - в бытовавшем тогда арабском календаре (солнечно-лунном). Хиджра - лунный календарь, и год в ней - это продолжительность 12 оборотов Луны вокруг Земли. То есть в нем 354(355) дня; 33 года Хиджры примерно равны 32 солнечным годам. Месяц в Хиджре - период между двумя новолуниями. Месяцев в мусульманском календаре, как и в европейском, 12. Ид аль-адха (Ид-аль-курбан, Ид аль-кабир, Эйде-курбан - перс., Курбан-байрам - тюркск.) - праздник жертвоприношения. Праздник жертвоприношения является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку, отмечается он в 10-ый день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджжа, в период совершения паломничества в Мекку. В этот праздник, по шариату, овца или коза могут быть заколоты за грехи одного человека, корова или бык - за семерых, а верблюд - за десятерых, причем жертва должна быть однолеткой. Для принесения жертвы мусульмане специально откармливают выбранное животное. Иногда мусульмане приготовленных к закланию животных украшают всевозможными магическими амулетами, разукрашивают яркой краской, увешивают ожерельями и колокольчиками. Приносить жертвы, согласно исламу, нужно затем, чтобы попасть в рай. По мусульманскому учению, попасть туда можно, лишь миновав Сират на принесенных в жертву животных. А Сират - это в мусульманском мифе мост, перекинутый над адом; от тоньше женского волоса, острее лезвия меча и горячее пламени. У входа на Сират будут находиться верблюды, коровы, бараны, заколотые верующими на курбан-байрам. На них-де они и переедут через Сират. Тот же, кто не закалывал жертв, не имея на чем переехать по этому мосту, не удержится на нем и упадет в ад. Считается, что каждая капля крови, пролитая жертвой, рождает новую гурию в райском саду. Наиболее правоверные и благочестивые мусульмане добровольно постятся десять дней до наступления Праздника жертвоприношения. Ид аль-фитр или Ид ас-сагир (Эйде-фетр - перс., Ураза-байрам, Кучук-байрам, Шекер-байрам - тюркск.) - праздник разговения знаменует завершение поста в месяце рамадан. Он называется малым праздником в противоположность большому празднику - празднику жертвоприношения. Большой пост в течение месяца рамадан (по-перс. - рамазан), называемый по-арабски саум (перс. - руза, роузе, тюркск. - ураза) обязателен для всех взрослых, здоровых, ритуально чистых людей. Ритуальная чистота (тахара) в исламе имеет очень большое значение при совершении религиозных обрядов, так как тахара сводится не только к поддержанию внешней чистоты и опрятности, но в религиозно-этическом, культовом смысле тахара означает освобождение от всего оскверняющего. Конец 30-дневного поста отмечается в первый день месяца шавваля, следующего за рамаданом. По окончании поста в первые три дня месяца шавваль радостно отмечается Ид аль-фитр - праздник разговенья или малый праздник. Мусульмане надевают свои лучшие платья, поздравляют друг друга, ходят в гости, стараются веселиться, приготовляют вкусную и обильную пищу. Во время этого праздника мусульмане должны отчитаться за прошедший пост, начать отбывать наказание за его нарушение и уплатить за каждого члена семьи милостыни - так называемое "очищение праздника перерыва". В праздник разговенья рекомендуется дарить подарки, обмениваться традиционными блюдами с ближайшими соседями; очень важно в дни праздника собрать вместе всех своих родственников и не выпускать их из дома, та как считается, что в Ид ал-фитр в дом приходят души умерших. В праздник разговенья обязательны общие молитвы в мечети или на специальных площадках - намазгах. В дни разговенья устраиваются ярмарки, на которых народные певцы, танцоры, кукольники, жонглеры и др. показывают красочные представления, ведется оживленная торговля на базарах, для молодежи и детей устраиваются качели, иногда разводя костры, через которые прыгают молодые мусульмане. Остальные памятные дни изначально праздниками не считались, и по их случаю не было никаких торжеств. Однако практически сразу особое место отведено таким дням, как джума (пятница), день Арафат, день Ашура и ночь Предопределения. Они были определены как время усердного поклонения Аллаху, а не как время для торжеств и веселья. Все остальные, отмечаемые в наше время, дни считались памятными датами (начало нового года по хиджре (лунному календарю), Маулид и т.д.), и долгое время в исламе вообще никак не отмечались. Даты мусульманских праздников и памятных событий на каждый год определяются по новолуниям. Распространенными в мусульманском мире являются следующие праздники: Мирадж - ночь чудесного вознесения пророка на небеса. Праздник в ознаменование чудесного путешествия Мухаммеда из Мекки в Иерусалим (кудс) и его вознесение (мирадж) к небесному престолу Аллаха стал одним из самых популярных сюжетов мусульманских преданий. Это событие произошло 27 раджаба 621 года, оно отмечается во многих мусульманских странах, ночь 27 раджаба мусульмане проводят в бдении, читают Коран, молятся и пересказывают предание о чудесном вознесении пророка. Маулид - день рождения пророка Мухаммеда. Этот праздник отмечается 12-го числа месяца раби аль-авваль. Рождество Мухаммеда стали отмечать лишь спустя 300 лет после возникновение ислама.
По случаю Маулида читаются проповеди в мечетях, происходит общая молитва в честь Мухаммеда, раздается милостыня. Праздник включает в себя декламацию стихов Корана, восхваляющих Мухаммеда (мавалид). В некоторых странах проходят торжественные процесс с зажженными фонарями и факелами, мусульмане несут изображение матери пророка - Амины.
|