Студопедия — Рефлексия занятия. Экспресс-опрос
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Рефлексия занятия. Экспресс-опрос






«Мои представления о «языке телодвижений»

и как он помогает мне в общении»

I. Насколько вы понимаете смысл «языка телодвижений» дру­гих людей:

1) хорошо понимаю;

2) кое-что понимаю;

3) едва замечаю;

4) другое?

П. Если вы отправляетесь в поездку, чем будете заниматься в дороге с большим удовольствием:

1) читать книгу;

2) смотреть в окно;

3) рассматривать лица других пассажиров;

4) другое?

III. Когда вы начинаете общаться со студенческой аудиторией
впервые, на что обращаете внимание:

1) на одежду;

2) на выполнение ими элементарных норм этикета;

3) на их мимику (улыбку, глаза, выражение лица), позу;

4) на потенциальную реакцию по поводу вашего приветствия;

5) другое?

IV. Выделите, какими жестами вы предпочитаете пользоваться
в общении с дошкольниками:

1) жестами, передающими ваше эмоциональное состояние: одо­
брение, внимание, восхищение, сочувствие, неодобрение и т. д.;

2) жестами просьбы или требования;

3) жестами-запретами;

4) жестами, имитирующими информацию;

5) другое.

V. Определите, какие средства невербального поведения будут
предпочтительнее для вас на учебном занятии со студентами кол­
леджа:

1) визуальное взаимодействие или контакт глаз;

2) жесты, имитирующие наглядные действия;

3) жесты, привлекающие внимание;

4) жесты, сопровождающие речь;

5) жесты, подчеркивающие увеличение или снижение дистан­
ции общения;

6) улыбка как психологическое средство установления кон­
такта;

7) другое.

VI. На учебном занятии в беседе со студентами вы можете оп­
ределить по невербалике их настроение:

1) как правило;

2) довольно часто;

3) иногда;

4) считаю, что это необязательно;

5) другое.

VII. Выделите четыре наиболее характерных для вас жеста. Объ­
ясните их.

Анализ занятия. Дискуссия «Проблема использования преподавателем стратегии невербального поведения»

Вид дискуссии: беседа за круглым столом.

Форма организации работы участников: фронтальная.

Вопросы для обсуждения:

1. Правомерно ли выделение в классификации невербальных
средств общения категории так называемых педагогических жес­
тов?

2. Существует ли в действительности проблема так называемой
стратегии невербального поведения преподавателя?

Инструкция по организации дискуссии: ведущим дискуссию яв­ляется один из участников тренинговой группы. Во время беседы Участникам рекомендуется использовать результаты, полученные от рефлексии данного занятия и от участия в практикуме. Желатель­но, чтобы высказывания основывались на личностной позиции вы­ступающего. Для этого каждому участнику предлагается карточка с распечаткой таких вопросов:

1- Насколько вам удалось систематизировать сведения о невер­
бальных средствах общения и найти им практическое применение?

2- В чем сложность обучения педагога «языку телодвижений»?

3. Как полученные сведения можно применить в работе пре­
подавателя со студентами педагогического колледжа?

 

Домашнее задание

Памятка молодому преподавателю «Стили общения преподавателя со студентами»

Цель: отработка навыка в составлении памятки, систематизация и актуализация сведений по теме.

Инструкция: при составлении памятки учтите, что основу ее должны составлять советы: краткие, лаконичные, последовательно вытекающие один из другого. Теоретический материал вы сможе те найти в литературе:

Гейхман Л. И., Клейман С. К. Педагогическое общение. — Пермь, 1991.

Макарова С. К. Техника речи. — М., 1995.

Практическая психология для преподавателей / М. К. Тутушкина и др. -М., 1997.

Задание для самостоятельной работы

Сделайте аннотацию учебного пособия Е. А. Петровой «Жесты в педагогическом процессе». Используя материал данной книги, составьте небольшое выступление (методическую рекомендацию) перед аудиторией студентов педагогического колледжа, воспитате­лями ДОУ, преподавателями колледжа по темам:

1. Жаргонные жесты подростков и юношества.

2. Способы формирования «языка жестов» у детей дошкольно­
го возраста.

3. Жесты преподавателя как средство установления позитивно­
го контакта со студентами (детьми дошкольного возраста).

Проведите наблюдение по теме «Зрительный контакт в повсе­дневной жизни».

Цель: исследование особенностей установления зрительного кон­такта в повседневной жизни.

Задание: путем длительного наблюдения зафиксировать особен­ности проявления способов установления зрительного контакта в разных ситуациях педагогического общения.

Инструкция: примерно в течение месяца понаблюдайте за со­бой, другими людьми в разнообразных жизненных ситуациях. По­старайтесь определить, как люди пользуются одной из самых уни­версальных форм общения. Делайте постоянные записи. Сконцентрируйте свое внимание на таких вопросах:

1. Когда люди вынуждены поддерживать зрительный контакт?

2. В каких ситуациях его избегают?

3. Какие виды зрительного контакта вам приходилось чаще все­
го наблюдать?

4. Как вы используете зрительный контакт?

Психогимнастика «Надежды маленький оркестрик»

Музыкальный материал: фрагменты музыкальных произведений в исполнении народного, симфонического, эстрадного оркестров

Инструкция: вы, наверное, знаете, какие инструменты входят в состав оркестра народных инструментов, симфонического или эстрадного. Разделимся на команды-оркестры. Выберем дирижера. Зазвучит музыка, и оркестр оживет. Дирижер управляет музыкан­тами, а они стараются вовсю. Не стесняйтесь выражать свои эмо­ции. Оркестры выступают по очереди. Победитель получает зва­ние заслуженного оркестра энтузиастов, ему вручается почетный диплом.

Информация к теме

Преподаватель обогащает содержание своей речи невербальны­ми средствами, причем на них может приходиться до 55% всей информации, которую предлагают слушателям. В состав невербаль­ного поведения обычно включают разнообразные характеристики голоса, движения тела, временную и пространственную организа­цию этого поведения. Традиционно невербальные средства обще­ния классифицируют на:

1) кинесические средства, т. е. зрительно воспринимаемые' дви­
жения другого человека (мимика, поза, походка, взгляд);

2) такесические средства представлены в виде поцелуев, руко­
пожатия, похлопывания;

 

3) проксемические средства — это дистанция и ориентация
партнеров во время общения;

4) просодические и экстралингвистические средства. Просоди­
ка — это ритмико-интонационные характеристики голоса (высота,
тембр, громкость, сила ударения). Экстралингвистическая система
включает в себя паузы и психофизиологические проявления: плач,
смех, вздох, кашель.

По другой классификации к невербальному поведению отно­сятся невербальные:

1. Действия-символы. Их можно точно перевести в слова (по­
качать головой, улыбнуться, нахмуриться, показать кулак).

2. Действия-иллюстраторы. Они являются до некоторой степе­
ни частью речи и выполняют функцию акцентирования (движе­
ния головы, кистей рук и другие движения, которые человек де­
лает, произнося слова с логическим ударением, или движения,
выполняющие функцию дополнительных знаков препинания: об­
рисовка контура предмета).

3. Действия, выражающие аффект (гнев, радость, удивление).

4. Действия-регуляторы. Они помогают инициировать или за­
канчивать речь.

5. Действия-адаптеры. Они связаны с удовлетворением телес­
ных потребностей (почесывание или изменение положения тела во
вРемя контакта).

Рассматриваются четыре ведущие системы отражения невер­бального поведения:

1. Акустическая — это разные характеристики выразительнос­
ти голоса: пауза, интонация, тембр, высота, громкость голоса.

2. Оптическая: поза, жесты, мимика, походка; строение лица,
черепа, конечностей; контакт глаз.

3. Тактильно-кинестезическая: прикосновения (рукопожатия, по­
хлопывания, поглаживания, поцелуи), «язык тела» (жесты, мими­
ка, позы), манера одеваться и причесываться.

4. Ольфакторная: система запахов (тела, косметики).

Одну из ведущих ролей в передаче и приеме информации иг­рают мимика и пантомимика.

Под мимикой понимается передача информации с помощью му­скулов лица. Существует определенный набор общепринятых ми­мических выражений чувств человека по отношению к событиям и явлениям. Положительные отражаются на обеих половинах ли­ца равномерно, а отрицательные более всего проявляются на ле­вой стороне. С помощью мимики выражаются удивление, страх, отвращение, печаль, счастье.

Мимическим проявлением принято считать взгляд, т. е. опре­деленное выражение глаз или поворот их в ту или иную сторону.

Зрительный контакт представляет собой очень важный комму­никативный мостик от лектора к слушателям. Выражение глаз пре­подавателя свидетельствует о проявлении внимания, заинтересо­ванности и уверенности. Зрительный контакт дает возможность следить за реакцией аудитории и вовремя предотвратить нежела­тельные реакции. Однако существует ряд причин, не позволяющих в полной мере использовать это почти универсальное средство не­вербального общения: неуверенность педагога в своих профессио­нальных возможностях, страх и скованность, сознательный или бессознательный отказ от зрительного контакта, отсутствие иден­тификации с высказыванием.

Существует несколько вариантов зрительного контакта, каждый из которых имеет свое значение:

1. «Глаза в глаза». Такой взгляд производит впечатление того,
что через отверстие зрачка хотят проникнуть во внутренний мир
другого человека. Он означает доверие, прямодушие, молчаливое
согласие. Такой взгляд можно наблюдать у детей. Этот взгляд -
серьезное испытание для преподавателя, так как предполагает вза­
имную открытость.

2. Прищуренный взгляд служит для недоверчивого контроля,
говорит о навязчивости и в некоторых случаях об агрессивности,
предполагает намерение получить информацию о других, при этом
скрыв свою. Достаточно неприятный, холодный взгляд.

Взгляд глаз, параллельно направленных на небольшое рас­
стояние, говорит о том, что перед вами задумчивый человек, по­
груженный в свои мысли. Этот взгляд демонстрирует, что собесед­
ник — это «пустое место», при таком взгляде остается неяс­
но — действия человека действительно не замечены или человека
просто не захотели увидеть

4. Прямой взгляд подходит для установления контакта с людь­
ми, которым хочется выразить симпатию. Он свидетельствует о за­
интересованности, уважительном отношении, готовности откровен­
ного общения. Это взгляд хорошо воспитанного и вежливого
человека, который признает равноправие партнера.

5. Взгляд сверху вниз обычно обусловлен и ростом собеседни­
ков, и разницей занимаемых ролей. Он увеличивает расстояние
между партнерами по общению: тому, кто смотрит сверху вниз,
придает чувство превосходства, а другому партнеру, наоборот, чув­
ство неуверенности.

6. Взгляд снизу имеет несколько интерпретаций. Если это взгляд
невысокого человека, то направление взгляда можно исправить за
счет вспомогательных средств. Взгляд снизу со склоненной голо­
вой означает позу нападения или подчинения, а также недоверие
и готовность действовать.

7. Косой взгляд может быть направлен сверху, тогда говорят о
снисходительности, а направленный снизу читается как угодниче­
ство. Такой взгляд может также служить для тайного наблюдения,
так как прямой слишком явно демонстрирует намерения челове­
ка, а при склоненной набок голове легче ввести в заблуждение.
Иногда косой взгляд — это следствие тугоухости или укрытие от
оптических раздражителей.

8. Блуждающий взгляд выражает интерес. В соответствии с бы­
стротой блуждания можно судить о любопытстве, конкретном по­
иске, повышенной раздражительности, об упрощенном пережива­
нии. Если сопровождается целенаправленно прохладной мимикой,
то создает впечатление трезвого взвешивания, оценки, иногда обиды.

9. Фиксированный взгляд выражает осознание собственной си­
лы и воздействия. Этот взгляд позволяет лектору фиксировать вни­
мание на какой-либо точке в пространстве.

Для преподавателя важным средством невербального общения является пантомимика, т. е. движения тела, рук, ног. Она влияет на отношение слушателей к внешней информации. Например, ин­терес к информации выражается наклоном головы в сторону, кив­ками. Нейтральность слушатель показывает держа голову прямо. Слушатель потирает ухо, когда ему скучно и надоело слушать, а скрещенные руки, нога закинута на ногу, лодыжки сведены вмес-те — показатели негативного отношения.

Одним из проявлений пантомимики являются жесты. Они ча-Ще всего предупреждают ход мыслей, нежели следуют за ними.

Выделяют несколько функций жестов как средства коммуника­ции:

1) фактическую, т. е. контактоустанавливающую;

2) конативную, т. е. побуждающую к действию, установлению
контакта;

3) металингвистическую, т. е. функцию перевода информации
языка одной системы на язык другой с сохранением общепри­
нятого смысла;

4) эмотивную, т. е. функцию передачи чувств, других психиче­
ских процессов;

5) референционную, которая определяет, что знак представля­
ет предмет, указывает, отсылает к нему;

6) поэтическую, т. е. регулирующую связь речевых знаков с яв­
лениями внелингвистической реальности.

Существует еще функция познавательная — овладения истори­ческим опытом и функция регуляторная — избирательного воздей­ствия на другого человека.

Есть несколько классификаций жестов. По одной классифика­ции жесты бывают описательные (изображающие, иллюстрирую­щие ход мыслей) и психологические (выражающие чувства).

По другой — жесты бывают условные и неусловные. Условные не всегда бывают понятны по своему значению. Условность им придают договоренность или традиция. К таким жестам относит­ся воинский жест приветствия (рука под козырек), кивок сверху-вниз, означающий «да». Условные жесты бывают интернациональ­ными, национальными. Например, высунутый язык для европейцев — насмешка, для китайцев — угроза, для индейцев — гнев.

Неусловные жесты понятны для любого человека. Они указы­вают на что-то или кого-либо, передают эмоции, подчеркивают мысль, неуверенность. Есть ритмические жесты.

Говорят еще о:

—коммуникативных жестах: приветствие, прощание, привле­
чение внимания, утверждение, вопрос, отрицание;

—модальных, т. е. выражающих оценку и отношение: одобре­
ние, неудовлетворение, доверие, растерянность;

—описательных. Они имеют смысл только в контексте рече­
вого высказывания. В процессе общения говорят о конгруэнтнос­
ти, т. е. совпадении жестов и речевых высказываний.

Выбор жестов является одной из сложных задач для препода­вателя, потому что подача информации должна сопровождаться не­которым балансом жестов, а добиться этого достаточно трудно. Полная статичность педагога означает скованность, неуверенность, а чрезмерная жестикуляция снижает эффект восприятия, утомля­ет слушателей. В выборе стратегии невербального поведения сле­дует говорить о технологии оптимального жестикулирования, ко­торая предполагает нахождение наилучшего соотношения между жестикуляцией и другими средствами общения. Важны: динамика жеста (темп, амплитуда, завершенность рисунка движения), соот­ношение жеста с речью, определение цели общения в соответст­вии с объективной ситуацией, нюансы межличностных отношений между преподавателем и студентами, индивидуальность педагога и его состояние в конкретный момент общения, содержание и струк­тура учебного занятия.

Следующим средством пантомимики является поза. Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом сво

его тела по отношению к собеседнику. Это размещение говорит 0ЯИ об открытости, расположенности к общению, или о закрыто­сти. Закрытые позы — свидетельство недоверия, несогласия, про­тиводействия. В такой позе человек старается занять как можно меньше пространства, закрыть переднюю часть тела. Открытые по-Зы — знак доверия, доброжелательности, комфорта. Есть ясно вос­принимаемые позы раздумья, критической оценки.

Походка позволяет распознать эмоциональное состояние чело­века.

О горе, гневе, радости можно узнать по тому, как идет чело­век. Самая тяжелая походка при гневе, а самая легкая — при ра­дости, вялая походка означает горе, а длинный шаг — показатель гордости.

Дистанция — это тоже компонент пантомимики. Причем про­странственная организация общения, особенно педагогического, иг­рает одну из ключевых позиций. Существует четыре нормы дис­танции: интимная зона (0—45 см) предполагает общение самых близких людей; персональная (45—120 см) допускает общение зна­комых людей; социальная (120—400 см) предпочтительна при офи­циальном общении с чужими людьми; публичная (400—750 см) — это выступление перед различными аудиториями. Как правило, нарушение дистанции воспринимается негативно.

Во время педагогического взаимодействия весьма важным яв­ляется выбор угла общения. Это выражается в повороте тела и но­ска ноги в направлении партнера или в сторону от него. Если об­щение носит характер соперничества, соревнования, то садятся напротив друг друга. Дружеская беседа заставляет принять угловую позицию. Дискуссия, кооперация предполагает, что будут заняты места с одной стороны стола. Независимая позиция выражается в расположении партнеров по диагонали.

Каждый в отдельности компонент невербального поведения пре­подавателя и все вместе взятые помогают созданию образа парт­нера по общению, поддерживают оптимальный уровень атмосфе­ры доверия и комфорта, являются индикатором актуализации психических состояний партнеров по общению, выступают в роли показателя статусно-ролевых взаимоотношений между преподава­телем и студентами, снижают возможную избыточность языка и в то же время служат важным средством подкрепления абсолютной однозначности речевого акта.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 608. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия