Студопедия — Художественная культура России во второй половине XIX века
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Художественная культура России во второй половине XIX века






Взаимодействие направлений, течений в русском искусстве второй половины XIX века: академизм, романтизм, реализм С момента выступления революционно-демократического авангарда (канун 1861) буржуазно-дворянский Р., вырождаясь, приобретает клеветнические черты. Но в творчестве Толстого и Достоевского реализм порождает новые явления мирового значения.
Творчество и Толстого и Достоевского тесно связано с эпохой революционно-демократического движения 60—70-х годов, поставившей вопрос о крестьянской революции. Достоевский — гениальный ренегат, поставивший всю свою силу и все свое органическое чутье революции на службу реакции. Творчество Достоевского — гигантское искажение Р.: достигая почти небывалой реалистической действенности, он вкладывает в свои образы глубоко-лживое содержание путем утонченно-мистифицирующего сдвигания реальных проблем и подмены реальных социальных сил абстрактно-мистическими. Так, в «Преступлении и наказании» он подменяет реальную проблему революционного действия абстрактно-религиозной проблемой «права на убийство». Над всем творчеством Достоевского царит одна основная ложь — тончайшим и последовательнейшим образом проводимое отождествление идей революционной интеллигенции в их истоках с умонастроениями вскормленного крепостным трудом деградирующего дворянства, потерявшего всякую связь с народом, с национальной «почвой». Творчество Достоевского явилось так. обр. сильным оружием демагогической борьбы реакции с авангардом революции. Достоевский мог стать великим исказителем Р. только потому, что в основе он был великим реалистом. Целый ряд его образов принадлежит к железному фонду Р. — например гениальный по глубине обобщающий образ мещанского индивидуализма в «Записках из подполья». Совершенно иначе отразилась крестьянская революция у Толстого. С самого начала его творчество проникнуто своеобразным «крестьянотропизмом», обращенностью на крестьянство, сознанием, что крестьянин и только крестьянин имеет право судить имущие классы. В 60-х гг., в эпоху наибольшего обострения классовой борьбы в литературе, Толстой выступает на стороне дворянства с апологетически задуманным романом «Война и мир». Здесь он ищет оправдания дворянству как классу столь же органичному, почвенному, естественному, как и крестьянство. Но даже в апологетике Толстой остается реалистом: он не договаривает правды, но он не лжет. Защищая своего любимого Николая Ростова, он все же представляет его ничтожеством, грубым офицером, мордобойцем, никак не годящимся в герои, а в поэтической Наташе раскрывает помещичью самку, чуждую всему кроме эгоизма семьи. В разработке методов реалистического изображения человеческой индивидуальности и мотивировки человеческих действий Толстой в «Войне и мире» поднял Р. на новую ступень, и если Бальзак является величайшим реалистом по охвату современности, Толстой не имеет соперников по непосредственной конкретной обработке материала действительности. В «Анне Карениной» Толстой уже освобождается от апологетических задач, правдивость его становится более свободной и сознательной, и он создает огромную картину того, как после 1861 «все перевернулось» для русского дворянства и крестьянства. В дальнейшем Толстой переходит на позиции крестьянства, однако не его революционного авангарда, а патриархального крестьянства. Последнее обессиливает его как идеолога, но не мешает ему создать непревзойденные образцы критического реализма, смыкающиеся уже с реализмом революционно-демократическим.

Максимализация осевых духовных исканий в сфере искусства. Интеграция русской и западноевропейской культуры: развитие оперы как музыкального и сценического жанра, возникновение психологической драмы. Младший современник М. Глинки А.С. Даргомыжский (1813-1869) опирался в своем реалистическом музыкальном творчестве на речевые интонации (опера «Русалка» по драме А. Пушкина, 1855, и романсы сатирического характера). Пушкинское творчество вдохновило А. Даргомыжского на создание оперы «Каменный гость» (завершена Ц. Кюи и Н. Римским-Корсаковым, 1872). Даргомыжский разработал метод т.н. интонационного реализма. Его творчество оказало воздействие на музыку конца XIX в.

Эпоха великих реформ принесла много изменений и в мир музыки, ломая его придворно-сословный характер. Широко развернулась концертная деятельность, развивалось профессиональное музыкальное образование, возникло Русское музыкальное общество (1859). Открытие Петербургской (1862) и Московской (1866) консерваторий, Бесплатной музыкальной школы в Петербурге сыграло огромную роль в подготовке музыкальных кадров России.

Радикальные идеи 1860-х гг. нашли отражение и в музыке, благодаря творчеству группы молодых русских композиторов, получивших наименование «Могучая кучка». В эту группу входили А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков. Их признанным лидером был.А. Балакирев (1836-1910). Композиторы «Могучей кучки» отстаивали в своем творчестве принципы народности и реализма. В поддержку этих тенденций и принципов выступил музыкальный критик В.В. Стасов. Образы отечественной истории отразились в опере А. Бородина (1833-1887) «Князь Игорь» (1890) и народных музыкальных драмах М. Мусоргского (1839-1881) «Борис Годунов» (1872) и «Хованщина» (1880). Образцом «бытовой» оперы стала созданная в 1879 г. «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова (1844-1900). Всего же Римский-Корсаков создал 15 опер и многочисленные оркестровые произведения.

Вершиной русской музыки XIX в. стало творчество П.И. Чайковского. В симфониях его яркая драматическая напряженность соединяется с использованием жанровых элементов. Оперы Чайковского «Евгений Онегин» (1878) и «Пиковая дама» (1890), балет «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892) стали выдающимися достижения мировой музыкальной культуры. Творческий расцвет П. Чайковского (как и Н. Римского-Корсакова) приходится уже на следующую эпоху истории русской культуры. - т.н. «серебряный век», начавшийся в 1880-е гг. XIX столетия.

Роль художественных объединений и индивидуальной творческой инициативы в культурной жизни российских столиц и провинции. Мир иску́сства Мир иску́сства »,)

русское художественное объединение. Оформилось в конце 1890-х гг. (официально — в 1900) в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей искусства во главе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Как выставочный союз под эгидой журнала «Мир искусства» в первоначальном виде существовало до 1904; в расширенном составе, утратив идейно-творческое единство, — в 1910—24.

Меценатство. Тенишева Мария Клавдиевна. Абрамцевский (Мамонтовский) художественный кружок -- так называлипредставителей творческой интеллигенции, по преимуществу московской, объединившихся вокруг известного предпринимателя и мецената С. И. Мамонтова. Встречи и собрания художников и любителей искусства происходили в доме Мамонтова на Спасско-Садовой улице, а летом -- в подмосковном имении Абрамцево близ Сергиева Посада. Мамонтов материально помогал художникам, поддерживал их многие творческие начинания. Кружок существовал в 1878-93 гг., при этом он никогда не был официальнымекорации, костюмы, афиши и программы к ним создавали сами художники, они же зачастую были и исполнителями ролей. Наиболее удачной постановкой Мамонтовского кружка считается "Снегурочка" А. Н. Островского, показанная в 1882 г. Эти спектакли во много способствовали появлению в 1890-е гг. Московской частной русской оперы. В абрамцевский кружок входили М. М. Антокольский, А. М. и В.М. Васнецовы, М. В. Врубель, К. А. и С. А. Корокин, И. И. Левитан, М. В.Нестеров, И. С. Остроухов, В. Д. и Е. Д. Поленовы, Н. А. Римский-Корсаков,В. А. Серов, К. С. Станиславский, М. В. Якунчикова и др.

Социально-критические тенденции в художественной культуре и их воплощение в коллективной духовно-творческой деятельности:

«передвижники противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества[1]. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.

Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) — творческое содружество русских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов. В него вошли: Милий Алексеевич Балакирев (1837—1910), Модест Петрович Мусоргский (1839—1881), Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908) и Цезарь Антонович Кюи (1835—1918). Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов (1824—1906)..

Артель художников (Санкт-Петербургская артель художников) -- объединение, основанное в 1863 г. молодыми художниками -- участниками "бунта четырнадцати", которые покинули АХ, отказавшись писать на заданные программы. В их число входили Б. Б. Вениг, А. К. Григорьев, Н. Д.Дмитриев-Оренбургский, Ф. С. Журавлев, А. И. Корзухин, И. Н. Крамской, К. В.Лемох, А. Д. Литовченко, А. И. Морозов, М. И. Песков, Н. П. Петров и Н. С.Шустов. Художники поселились все вместе на Васильевском острове, вели общее хозяйство и занимались творчеством.

Выдающиеся представители русского искусства второй половины ХIХ века. Русская художественная классика «золотого века», классика русского реализма второй половины XIX века, классика рубежа веков: восприятие на Западе, художественное освоение.

Русская живопись XIX века: романтические и реалистические тенденции, художники-передвижники. В. И. Суриков, И. Е. Репин, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Васнецов, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов,И. И. Левитан, В. А. Серов, И. Н. Крамской,В. Г. Перов

Жанры: религиозный, историчекий, бытовой, античный, батальный – саые популярные.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 471. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия