Студопедия — Просветительская философия культуры (Дидро, Руссо, Вольтер, Вико)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Просветительская философия культуры (Дидро, Руссо, Вольтер, Вико)






Основной тезис: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества.

Одной из главных задач эпохи Просвещения было воспитание гражданина, который сознательно служит обществу, исходя из собственных, а не навязанных ему свыше побуждений. Человек рассматривался ими как всецелое физическое, природное, материальное существо. Главным моментом философской антропологии явилось отрицание дуалистической природы человека и утверждение положение о его материальном единстве.

Ж. Ж. Руссо видел в развитии наук и искусств основу и критерий общественного прогресса. У всех народов с

подъемом наук и искусств деградировала нравственность, нравы, что произвело революцию. Роскошь ведет к развращению, науки делают людей несчастными. Науки и искусства оправдывают и углубляют общественное неравенство, подавляют чувство свободы и побуждают людей любить свое рабство, превращая их в «цивилизационные народы». От животного человек отличается: 1)Свобода, позволяющая человеку поступать даже во вред самому себе и во зло другим. 2)Способность к самосовершенствованию. Это причина пороков и добродетелей человека. Две основные идеи Руссо:

1.Исторический процесс внутренне противоречив. Каждая последующая цивилизация совершенней предыдущей.

2.Необратимость исторического процесса. Первоначальной «природы человека» уже давно нет. Цивилизация радикально преобразует сущность человека внешне и внутренне. Отказ от цивилизации может привести к трагедии.

Руссо был первым, кто сформулировал вывод об историческом содержании сущности человека.

Джамбаттиста Вико – автор теории методологии исторического познания. 1-м объяснил возможность познания истории. Познать возможно только то, что создал ты сам (схоластичный принцип «верум-фактум»).История – создана самими людьми и по этой причине доступна их познанию. Новая наука – наука об историческом мире культуры, охватывающем историю идей, обычаев и деяний человеческого рода.

В истории есть универсальные законы, которые будут действовать всегда. Они идеальны, универсальны, вечны. Это доказывает наличие божественного проведения в истории. Люди творят свою историю, бог –свою. Отдельные культуры проходят стадию развития, затем угасают. В его философии истории совмещались «циклизм» с «прогрессизмом». Вико –сторонник теории общественного прогресса.

Вольтер. Философ в своѐм творчестве уделял особое место религии. Бога он представлял, как разум, которому подчинены законы природы. Также он отмечает, что Господь создал землю и материю, а затем, видимо, запутавшись в своих рассуждениях, утверждает, что Бог и материя существуют в силу природы вещей. Основные идеи в религиозной сфере сводились к тому, что фанатики гораздо опаснее атеистов, так как последние не раздувают «кровавых споров». Атеисты, по большей части, - сбившиеся с пути ученые, которые жили бы счастливо, руководствуясь только законами и моралью, нежели фанатики, которые поражены безумием. Идеи о происхождении мира. Матеря – вечна. Первичной материю он также не считает, так как она создана Богом, а вот пустое пространство необходимо для существования Господа.Идеи

Вольтера о душе.Вольтер отрицал, что люди состоят из двух сущностей -духа и материи, считал, что за мысли отвечает тело, а не душа, следовательно, последняя смертна. Людей он делит на две категории: 1) Личности, влюблѐнные только в себя (полный сброд). 2)Те, кто жертвует собственными интересами ради общества. Человек отличается от животных тем, что пользуется в жизни не одними лишь инстинктами, но и моралью, жалостью, законом.

Дидро - В своих сочинениях отстаивал идеи о материальности мира, существующей вне и независимо от человеч. Сознания. Д. утверждал единство материи и движения, отвергал существование абс. покоя, утверждал, что и неподвижное тело находится в движении, т. е. развивается, изменяется. Вся природа, согласно Д., находится в вечном движении и развитии. По Д., материя состоит из бесчисленного количества элементов. Д. предвосхитил некоторые положения эволюционного учения: он писал, что человек как биологический вид подобно всем другим живым существам имеет свою историю становления. Утверждал познаваемость мира. Д. сделал последовательные атеистические выводы, отрицая сотворение мира, бессмертие души, загробное воздаяние, сверхъестественные явления и т. п. Опираясь на теорию «общественного договора», Д. разоблачал вымыслы о божеств. происхождении королев, власти и феод. сословного неравенства. Он высказывался за конституц. монархию и надеялся на появление «просвещѐнного государя».

 

 

Признавая множественность природных различий между людьми, античная эпоха утверждала, что

у всех людей есть способность к воспитанию, самовоспитанию и это выделяет его от животного (этому посвящены сочинения Платона).В античной культуре центральное место отводилось воспитанию. Оно тесно связано с политикой, т.е. формирование свободных, достойных гражданских нравов (человек обязан участвовать в политической жизни).В древнегреческом языке «политикус» (политика) –культура.

В античных представлениях о культуре, важно то, что каждая историческая эпоха не ощущает себя молодой

(она считает себя исходом, результатом, а не начальной точкой).Такое мироощущение не обязательно означает эсхатологизм. Чаще всего это идея вечного возвращения или воспроизведения прошлого в настоящем.

Предпосылки идеи культуры возникнут, когда появится представление о специфически человеческом, отличающемся от природного (во времена Возрождения). Более близким возрожденческим кажутся представления Цицерона, от которого ведется концепция humanitas (гуманизма) – идея человеческого достоинства, отличительная особенность римского этоса. Римское достоинство предполагало благие поступки, стремление к знаниям, творческой утонченности. Приобретя эти черты, человек становится «достойным», (по Цицерону) сочетающего в себе политическую зрелость (чувство долга и способность занять любой государственный пост), с высоким художественным вкусом, отточенным языком оратора и творческой плодовитостью.

Энциклопедическая идея Аристотеля, сформулирована в максиме «мудрый знает все, сколь это возможно вообще, хотя и не обладает знанием о всяком частном предмете».Другая идея Аристотеля гласила: «Признак знатока —способность научить». Философия, отвечающая этой идее, в большей степени дидактична, чем пайдевтична.

Ученый – популяризатор знаний. Учитель–должен не только демонстрировать пример нравственности, мысли но и применять на практике. Эллинизм –эпоха синтеза. Это можно назвать эклектикой. Это стало фундаментальным для возникновения экзегетики. Экзегетика–истолкование, способ мышления, в котором логическое рассуждение принимают форму отсылки к абсолютному источнику. Говоря о поздней античности: идея экзегетики(связана с идеей Посредника, создателя текста и дарителя ключа его понимания).

 







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 1826. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия