Студопедия — Экзистенциально-гуманистические основы толерантности в контексте профессиональной педагогической деятельности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Экзистенциально-гуманистические основы толерантности в контексте профессиональной педагогической деятельности






Такое сложное понятие как толерантность, предполагает возможность разных линий анализа, каждая из которых имеет свой специфический смысл. Экзистенциально-гуманистические основы толерантности в контексте педагогической профессии ориентируют нас то, что специфически организованный образовательный процесс – есть пространство взаимодействия толерантных и личностно-смысловых отношений субъектов образовательного пространства, где толерантность, как качество личности и феномен общественного бытия рассматривается в числе высших, базовых ценностей культуры и входит в состав «смысловых единиц жизни» личности.

Методологическую основу терпимости, следовательно, и толерантности составляют идеи психологов гуманистической и экзистенциальной ориентации. Прежде всего, это работы М. Бубера, Л. Бинсвангера, Д. Бюджентала, А. Маслоу, Д. Олпорта, К. Роджерса, В. Франкла - родоначальников психологии прощения, психологии и педагогики ненасилия. В данном случае, психологическая категория «толерантность» рассматривается в совокупности «соответствующих» ей понятий: терпимость, терпение, терпеливость и полярных значений: интолерантность, нетерпимость.

«С экзистенциально-гуманистической точки зрения полноценная, зрелая толерантность непременно осознанная, осмысленная и ответственная. Такая толерантность не сводится к автоматизмам, к простым стереотипным действиям – это ценность и жизненная позиция, реализация которой в каждой конкретной ситуации имеет определенный смысл и требует от субъекта толерантности поиска этого смысла и ответственного решения» [32,с.107].

Процесс овладения определенной философией экзистенциально-гуманистической толерантности, осмысления ее как ценности, способствует становлению у человека «культуры толерантного сознания: уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. …это гармония в многообразии» (ссылаемся на Декларацию принципов толерантности) [61,с.62-63]. Толерантность – трудное и редкое достижение по причине того: 1 что фундаментом сообщества является родовое сознание, 2 что мы одновременно: и объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши взгляды, и склонны враждебно или со страхом относиться к Другому – тому, кто от нас отличается.

Крупные Российские научно-практические конференции, посвященные проблемам воспитания и развития личности, констатировали, что одной из наиболее актуальных проблем в сфере образования остается открытое и скрытое насилие, которое выражается в нетерпимом, безразличном отношении друг к другу субъектов образовательной среды, в невозможности и нежелании быть гибким и открытым для сосуществования и взаимодействия с Другим(и). Степень выраженности «рисков развития интолерантности в образовании» различных учреждений – существенно различается. Выявлены внутренние факторы, порождающие различные формы интолерантности:

- недемократичность «уклада жизни школы» и всей системы управления в образовании (Петренко и др.);

- образовательная парадигма «последних истин» и навязывания ценностей;

- монологизм и этноцентризм содержания учебного материала, отсутствие (или незначительность) вариативности образования;

- патерналистская позиция учителя в учебном и воспитательном процессе, как нарушение определенной меры и баланса взаимоотношений между педагогами и учениками

- авторитарный стиль;

- ценностные установки, личностные особенности, проблемы педагогов;

- синдром «уступчивой личности» (А. Аминов, Н. Молоканов); по мнению некоторых исследователей, является в отечественной образовательной системе неизбежным, по сути, профессионально-значимым качеством педагога.

Педагоги с такими психологическими особенностями преобладают в образовании, вполне соответствуют традиционной педагогической деятельности, выступают мощнейшим источником развития нетерпимости у детей. Педагоги с качествами «фасилитатора», творческой, самоактуализирующейся, личности часто испытывают серьезное сопротивление образовательной системы.

Педагог, как носитель подлинной толерантности должен понимать, что интолерантность – это не только следствие ошибок и недоработок, не просто «отклонение» в образовании, а его неизбежная характеристика, закономерное следствие, атрибут того подхода к образованию, который господствует сегодня.

Стала актуальной радикальная перестройка теории и практики воспитания и обучения. Смысл изменения в гуманизации.

В психолого-педагогической литературе существуют глубокие методологические, теоретические и технологические предпосылки разработки проблемы толерантности и терпимости. В их основе лежат педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. Это идеи и подходы: гуманно-личностной педагогики (М.А. Данилов, М. Монтессори, В.А. Сухомлинский, Г.К. Селевко, И.С. Якиманская); «Школа жизни» (Ш.А. Амонашвили); «Педагогика сотрудничества» (И.П. Волков, О.С. Газман, П.Я Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В.Занков, И.П. Иванов, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, С.Т. Шацкий, Д.Б. Эльконин); «Педагогика ненасилия» (А.Г. Козлова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров); система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека; «Педагогика культуры мира» (М.В. Кабаченко, Э.С. Соколова, З.К. Шнекендорф). Аналоги за рубежом: Англия - «Педагогика свободы» по А.Нейлу; США – «Демократия в действии», «Справедливое сообщество»; Швейцария – «Вальдорфская школа» [201].

В современной отечественной педагогике идеи свободного образования и воспитания личности созвучны идеям фасилитирующего обучения К. Роджерса, где принятие, доверие, сочувствующее понимание, искренность, свобода выступают условиями для развития толерантности личности. Это оказалось актуально для современности в высшей степени.

Для политической и образовательной основ российского государства эти психологические исследования уже сегодня являются многозначащими и выступают как исходные положения многих программ направленных на становление нравственной системы воспитания личности в межличностном пространстве. Диссертационные исследования и труды ученых в данном направлении отмечены как актуальные, поскольку образование, как одна из важнейших сфер человеческой жизни, стремится соответствовать современным тенденциям и предвосхищать востребованность общества в формировании толерантного сознания.

Возникновение новой философии безопасности, основой которой стали толерантные принципы гармонизации интересов, побудило Российское государство принять Федеральную Целевую Программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». Общая направленность программы – формирование установок толерантного сознания личности. Именно появление программы способствовало активизации исследований толерантности в рамках российской психологической науки [157], [244].

Образование всегда выдвигается на первый план там, где речь идёт о человеческом сознании, экзистенциально-гуманистических ценностях, в частности там, где проявляются толерантность и интолерантность человека. Процесс гуманизации Российского образования способствовал внедрению в образовательное пространство принципов толерантности. Отражено это в Концепции воспитания школьников в современных условиях. Положения ее получили развитие в Национальной доктрине образования РФ, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Законе об образовании РФ.

Гуманизация образования, как ведущее направление его модернизации, включает в себя, на наш взгляд, необходимость актуализировать аксиологический смысл проблемы толерантности, которая связана с определенной системой ценностей и проблемой их достижения в обществе, наполненном противоречиями. Нравственный смысл проблемы толерантности в образовании заключается в том, что в ее основе лежит не просто терпимость как некая черта характера, а уважение к свободе другого, осознание того, что моя свобода кончается там, где начинается свобода другого. В пограничной ситуации между свободой одного и свободой другого возникают конфликты, рождается насилие как средство их разрешения, противостоять которому может толерантное сознание и поведение. Таким образом, в образовательной сфере толерантность имеет особое значение: она выступает и как ценностная установка, и как необходимость, и как норма социального действия всех субъектов образовательного пространства.

Экзистенциально-гуманистические основы толерантности достаточно отчетливо проявляются в с овременной педагогике которая нацелена на личностный рост ребенка (ученика), благодаря чему ребенок (ученик) становится все более зрелым, т.е. самостоятельным, творческим, аутентичным, компетентным, осваивает свой собственный внутренний мир и мир человеческих отношений. А это в состоянии обеспечить тот педагог, который имеет навыки фасилитативной компетентности, как не тождественной традиционно понимаемому воспитанию. Суть фасилитации составляют те педагогические усилия, которые рассматриваются как «помощь в развитии», а комплекс соответствующих способностей может быть назван фасилитативной компетентностью педагога. Фасилитативная компетентность педагога «включает пять основных компонентов:

- искусство уважения и толерантности,

- искусство общения, диалога и понимания,

- искусство помощи и поддержки,

- искусство договора и сотрудничества,

- искусство быть собой» [57, с. 52-53].

Таким образом, говоря о концепциях модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность как явление и как воспитательная направленность укореняется в образовательной среде. Отношение к толерантности формируется как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у субъектов образования, в частности у педагога черты толерантной личности.

Полем взаимодействия толерантности и личностного смысла субъектов образовательного пространства избран образовательный процесс. В этом контексте педагоги, психологи (И.В. Абакумова, Г.В. Безюлева, С.Л. Братченко, Б.А. Вяткин, В.В. Глебкин, Е.Ю. Клепцова, В.П. Комаров, П.Ф. Комогоров, Д.А. Леонтьев, Г.М. Шеламова) ориентированы на то, чтобы через специфически организованный образовательный процесс как пространство взаимодействия толерантных и личностно-смысловых отношений показать:

- толерантность, как качество личности и феномен общественного бытия принадлежит к числу высших, базовых ценностей культуры;

- толерантность как качество личности входит в состав «смысловых единиц жизни» личности;

- создание таких моделей образовательного процесса, которые бы исходили из жизненной практики толерантной культуры и основывались на субъектном опыте толерантных отношений участников учебного процесса.

В современных условиях образования эти идеи находят свое выражение в разработках гуманитарной экспертизы толерантности в образовании С.Л. Братченко. В вопросах изучения и развития толерантности в образовательном пространстве он опирался на нижеследующие положения, как исходные. В данной работе, рассматривая толерантность в контексте профессиональной педагогической деятельности, для нас, безусловно, важно учитывать эти положения:

1. Толерантность не есть механический результат действия каких-либо факторов; подлинная толерантность – это сознательный, осмысленный, ответственный выбор человека, его собственная позиция и активность в построении отношений с Другими (экзистенциально-гуманистический подход);

2. Толерантность феномен сложный, многоаспектный и многокомпонентный, имеющий несколько «базовых измерений»: когнитивный, эмоциональный, поведенческий, личностный, вербальный компоненты (диверсификационный подход);

3. Психологической основой и ключевым измерением толерантности выступают личностные измерения – ценности, смыслы, личностные установки; они являются определяющими по отношению к другим «компонентам» и измерениям толерантности (личностный подход);

4. Основанием общей толерантности человека является межличностная толерантность – понимаемая как особое качество отношений и общения человека с Другими, как межличностный диалог (диалогический подход);

5. Полноценная толерантность «не может быть результатом только внешних воздействий: толерантность не столько формируется, сколько развивается; помощь в становлении толерантности – это создание условий для ее развития» [55, с. 23].

Внедрение толерантности в образование не является процессом стихийным. Разработаны три ключевых условия развития толерантности в образовании. В основе – экзистенциально-гуманистический подход в профессиональной педагогической деятельности педагога, по обеспечению становления подлинной толерантности (С.Л. Братченко). Результаты исследований показали, что осуществить это возможно только в ситуации, когда:

- педагог сам обладает профессионально-педагогической толерантностью,

- в образовательном проекте специально созданы условия:

1. Внедрение толерантности в аспекте гуманитарного подхода.

- вскрыть источники и причины развития нетерпимости, интолерантности (С.Л. Братченко);

- учет «принципа опасности» в условиях, когда создается новая технология и соблюдение двух презумпций: «презумпция виновности», «презумпция бдительности» (И.И. Ашмарин, Б.Г. Юдин)

- ясно осознать природу самой проблемы. Почему вообще в образовании имеет место быть нетерпимость, каковы ее истоки и причины?!

2. Выявление психолого-педагогической тактики развития идей толерантности в образовательном проекте учреждения и основные подходы к развитию толерантности в образовании: подход дискретных изменений, подход дополнений; трансформационный подход; подход социальных действий; ценностно-смысловой подход – когда толерантность и взаимное уважение утверждается в качестве базовой ценности, приоритета и одного из ведущих принципов всей жизни образовательного учреждения; осмысленных и реализуемых как основа взаимоотношений (как в рамках учебного заведения, так и вне его); осознанное стремление к последовательному развитию толерантности.

3. «Измерение» уровня толерантности в данном образовательном учреждении по базовым компонентам: Когнитивный, Эмоциональный, Поведенческий (по О.Б. Скрябиной, как минимум в трех взаимосвязанных компонентах); Вербальный (если когнитивный компонент предполагает реальное изменение восприятия, понимания, мышления, интерпретации в направлении реализации принципов толерантности, то вербальный ограничивается лишь «знаниевой составляющей»; эти поверхностные знания свидетельствует о знакомстве человека только с идеями толерантности, но не говорит о реальном его отношении к этому), Личностный (зрелая толерантность – это много больше простой компетентности в толерантном поведении, когнитивной «оснащенности», эмоциональной готовности и способности «правильно говорить» об этом; в соответствии с основными положениями экзистенциально-гуманистического подхода (выбранного в качестве базового) необходимо изучать «личностный компонент» или, точнее – личностное измерение толерантности.

Содержание личностного измерения толерантности включает ценностно-смысловую систему – в которой центральное место занимают ценности уважения человека как такового, ценности прав и свобод человека и равноправия людей по отношению к базовым вопросам, к выбору мировоззрения и жизненной позиции, ценность ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком и другие ценности демократического гражданского общества).

Но, как показывают результаты исследований, сохраняется главная тенденция: основной источник и психологический смысл проявлений нетерпимости в образовании для его участников – защита, неадекватная форма самоутверждения, связанная с глубинной неуверенностью в себе, личными проблемами и давлением со стороны образовательной системы. Следовательно, в целом подтверждается высказанное выше предположение о решающем влиянии «личностного компонента», с основными положениями экзистенциально-гуманистического подхода, на развитие толерантности / интолерантности педагога.

Следовательно, толерантность в контексте профессиональной педагогической деятельности, предполагает, что педагог сознает существование скрывающихся под различиями сходств и тождеств. Толерантность в педагогической деятельности, требует понимания от всех ее субъектов того, что истина не может быть простой, что она многолика, и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону.

В свою очередь, способность постигать разнообразные аспекты истины или осознавать ограниченность истин, в которые мы сегодня верим, появляется благодаря рациональному и терпеливому анализу трудностей, с которыми сталкивается любое познание. С такой позиции толерантность, в нашем понимании педагогической профессии есть стремление и способность педагога к установлению и поддержанию общности с теми, кто отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются сложившихся, общепринятых мнений.

Отсюда для понимания толерантности в контексте профессиональной педагогической деятельности вытекает еще одно важное следствие: «толерантность – это особый принцип существования того Мира, который человек строит на основе понимания и принятия множественности и многообразия бытия и признания неизбежности сосуществования различий. Осознание богатства и силы многообразия делает богаче и разнообразнее саму жизнь человека, он стремится строить свой Мир и свое бытие настолько сильным и гибким, чтобы быть открытым для сосуществования и взаимодействия с Другими» [32, с.106].

Проблема ценностей педагога, в первую очередь гуманистических ценностей как феномена, способного оказать влияние на специфику происходящих в обществе процессов, стала предметом серьезного теоретического осмысления в современной отечественной науке. Заметное место среди некоторых моральных ценностей гуманизма, предлагаемых П.Б. Куртцем и В.А. Кувакиным, принадлежит терпимости, которая в последнее время часто заменяется синонимом «толерантность». Следовательно, толерантность педагога, как качество личности и феномен общественного бытия принадлежит к числу высших, базовых ценностей культуры и входит в состав «смысловых единиц жизни». Отнесение толерантности к ценностям обусловлено рядом причин:

1. В психологии и педагогике толерантность (терпение, терпимость) является одним из ведущих качеств личности, которая принимает позицию ненасилия. При этом важно рассмотреть идеи и подходы представленные в философии образования. «Образование… становиться соизмеримым с такими сферами, как наука и религия …сможет взять на себя функцию их интеграции» в «единую целостную систему миропонимания, культуры… в единую систему созидания все более совершенного Мира. … мира внутричеловеческого, индивидуально духовного. Того внутреннего мира, который предопределяет в конечном итоге, главное – осознание каждым Человеком всей меры абсолютного счастья бытия» [115]. Терпимость, терпеливость, толерантность для образовательной политики XXI в. представлены (А.Г. Асмолов, С.Л. Братченко, Б.С. Гершунский,А.М. Кондаков, Д.А. Леонтьев и др.) как: основа системы предопределяющей стратегические приоритеты многоплановой образовательной деятельности в XXI веке; ментальная совместимость людей и цивилизаций.

2. Система взглядов толерантного человека опирается на диалогический принцип взаимодействия. Ненасильственный и толерантный мотив создает условие для восприятия другого как субъекта взаимодействия, как равноправного, достойного и самостоятельного собеседника, как личность, обладающую собственными потребностями, мотивами, ценностями и отношениями.

Диалогическая концепция М.М. Бахтина утверждает диалогическую природу личности и фиксирует онтологическую несамодостаточность личности, для которой диалог с другой личностью есть способ ее наиболее полноценного существования и развития. С.Л. Братченко поддерживая его точку зрения, рассматривает диалог как наиболее естественный и полноценный способ бытия человека как личности, как «здоровое начало» общения и конструктивный потенциал межличностных отношений.

Основой повседневной толерантности, как считает И.А. Стернин, является толерантность в общении. К этому справедливому утверждению необходимо добавить, как нам кажется, и толерантность в педагогическом общении, тогда коммуникативную толерантность можно рассматривать в качестве основы профессионально-педагогического общения.

Используя конструкт «коммуникативные права личности», в контексте компетентности педагога, описана система психолого-правовых оснований и условий общения, которые определяют границы свободы собеседников настолько, чтобы обеспечить их взаимодействие на основе взаимного признания и ненасилия. Среди основных, базовых названы:

- «право на свою систему ценностей, свою веру;

- право быть ответственным за свое развитие и свою судьбу;

- право на достоинство и его уважение;

- право на индивидуальность и отличие от других;

- право на свободную, ничем не регламентируемую мысль;

- право на позицию, свою точку зрения и свободное изъявление своей позиции (право голоса);

- право на отстаивание и защиту своей позиции;

- право на отстаивание своих прав и право строить общение на принципах равноправия независимо от статуса собеседника и др.» [34, с. 52-53].

Нарушение условий есть отказ от коммуникативной ответственности личности, что является препятствием для диалога и проявлением насильственных (агрессивных, манипулятивных), не способствующих личностному росту форм общения и взаимодействия. Соответственно, толерантность, как важнейший атрибут диалога, будет условием полноценного личностного бытия и развития человека.

В статье 4 «Декларации принципов толерантности», принятой ЮНЕСКО, говорится: «Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав... Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости…» [66, с.21]. Но обучение человека диалогу, умению уважительно относиться к другой точке зрения - проблема и образования, и общества в целом. Учить толерантности, значит развивать человека понимающего, признающего и принимающего себя и других.

Два типа взаимосвязи «Я-Ты» и «Я-Оно», описываются М. Бубером «Я-Ты» – это взаимные отношения, включающие в себя полное переживание другого. Отношения «Я-Оно» – это функциональные отношения между субъектом и объектом, где объект рассматривается в качестве средства. Основной способ переживания «Я-Ты» – это диалог, обозначающий «поворот к другому всем своим существом» [269].

3. Гуманистическая психология терпимость понимает как «отсутствие надменности» (К. Роджерс) и насилия. Гуманистическая этика ненасилия обусловлена нравственной зрелостью человека и его культурной заинтересованностью в решении личных и общественных споров через сотрудничество, нацеленное на понимание и признание интересов и притязаний другой стороны (Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова). Всё это способствует активному участию в поиске выходов из конфликтных ситуаций с учетом того, что выигрывают обе стороны [20].

Согласно Д. Олпорту, развитие человека происходит во взаимосвязи с социумом. Он выделяет шесть критериев зрелой личности:

- способность к теплым сердечным социальным отношениям (в том числе терпимость);

- широкие границы «Я» как способность посмотреть на себя со стороны и социальная активность;

- эмоциональная неозабоченность и самоприятие (умение справляться с собственным состоянием);

- реалистичное восприятие, опыт и притязания;

- способность к самопознанию и чувство юмора;

- направляющая (цельная) жизненная философия.

Следует, что толерантность становится жизненно важной личностной гуманистической ценностью, в частности в контексте педагогической профессии. Именно здесь уместны высказывания, о том, что толерантность:

- есть важный компонент жизненной позиции зрелой личности (А.Б. Орлов, А.З. Шапиро);

- важная личностная характеристика человека демократического общества, объединяющая знание себя, ответственность, чувство юмора, автономность, способность к эмпатии. G. Allport выделяет два пути личностного развития: толерантный путь – выбирает человек свободный, доброжелательный, с позитивной «Я – концепцией»; интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, потребностью в порядке, желанием сильной власти;

- терпимость, в контексте теории «здоровой личности» (А. Маслоу), выступает как один из ведущих принципов, дающий ключ к пониманию сути человека, объясняющий специфику взаимодействия людей; терпимость – один из возможных путей самоактуализирующейся личности в личностном росте; возможность принимать себя и других людей такими, какие они есть; возможность в установлении с окружающими доброжелательных личных отношений

- терпимость, в русле концепции «полноценно функционирующей личности» (К. Роджерс), выступает как возможность оказать помощь другому человеку, благодаря безусловному принятию его, эмпатическому пониманию и конгруэнтности, в результате стимулируется тенденция личности к самоактуализации, реалистическому представлению о себе, снятию противоречий между «реальным я» и «идеальным я», и, следовательно, более человечному, терпимому отношению к себе и окружению;

- терпимость, с позиции «Психологии прощения» (Р. Аль-Мабук, М. Сантес, Р. Энрайт), есть главное в проявлении прощения. Проявления прощения в межличностных отношениях могут быть определены как решение: 1 отказаться от негативных мыслей, эмоций и поведенческих проявлений в отношении человека, который нанес незаслуженную обиду; 2 поощрять положительные мысли, эмоции и поведенческие проявления в отношении того же обидчика, то есть, проявляя терпимость;

- терпимость, ненасилие в «Психологии и педагогике ненасилия» (В.Г. Маралов, В.А. Ситаров), есть идеологический, этический и жизненный принцип; в основе лежит признание ценности всего живого, человека и его жизни; отрицание принуждения как способа взаимодействия человека с миром, природой, другими людьми, способа решения политических, нравственных, экономических и межличностных проблем и конфликтов; утверждение и усиление стремления всего живого к позитивному самопроявлению. Базовым понятием является принятие позиции ненасилия в условиях принятия собственной личности; преодоления психологических защит; осознания уровня собственного эгоцентризма и приобретение ассертивности; формирование терпимости. Овладение терпимостью является выражением личностной зрелости педагога [124], [204], [205].

В результате анализа научных источников, и приведенной нами системы подходы к исследованию толерантности как многомерного понятия в психологии по критериям: состояние организма, личностная ценность (личностно-индивидуальные Смыслы и Ценности человека) (см. Приложение 1. «Толерантность как многомерное понятие в психологии»), рассмотрим возможные проявления толерантности педагога и некоторые психологические характеристики в контексте его профессиональной педагогической деятельности как личностной экзистенциально-гуманистической ценности:

1. Толерантностькак культура сознания личности. Культура толерантного сознания педагога неотделима от общей культуры человека, поэтому должна быть включена в нее и рассмотрена как составная часть, а не как отдельная, обособленная составляющая личности. И культура толерантного сознания человека, и общая культура человека – единое, целостное, многомерное образование.

Поэтому-то и находит свое выражение в таком широком многообразии личностных проявлений как:

- личностная характеристика; объединяет качества личности педагога и приобретенные способности: открытость, доверие, дружелюбие, ответственность, автономность и пр.; «отсутствие надменности» (К. Роджерс) [187,с.90]; способность к эмпатии (G. Allport). С пособность (приобретенная)педагога «без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов» [43,с.5]; «терпимость к чужим… верованиям» [39,с.480]; толерантность к агрессии, к фрустрации, к критике [38].

- толерантность как внутренняя установка педагога есть «доминанта отказа от агрессии» [43,с.5] на построение отношений. Как установка, это добровольный индивидуальный выбор. Приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. В понимании К. Роджерса – как «безусловное положительное отношение и эмпатийное понимание» [198, с.215; с.229];

- гуманистическая мировоззренческая позиция личности педагога; в широком смысле это система взглядов на окружающую человека объективную реальность; в узком смысле – морально-политические принципы, отражающие общественное бытие человека. Придерживаясь данной точки зрения A. Ellis утверждает: толерантность это когда человек «…предоставляет себе и другим право ошибаться. Даже если ему не нравится поведение каких-либо людей, воздерживается от порицания их как личность» [187,с.90;с.226]. Основной принцип – степень осознанности происходящего, это особенно важно, поскольку некоторые проявления могут представлять собой механизмы психологической защиты, благодаря которому «Я» защищается от невыносимой для него правды;

- общественная норма поведения или действие педагога; это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, осуществляемая через закон и традицию; это добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии субъектов; это добровольное несогласие на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии субъектов;

- профессионально-значимое личностное качество педагога – что-либо претерпевать или «проявлять полную терпимость» как «безусловное принятие» кого-либо [8,с.64]. Для педагога толерантность – «особое качество его «способа бытия», а не только требование профессиональной роли или коммуникативный навык» [32,с.106]. Толерантность как профессионально-важное качество – комплексное понятие, которое затрагивает вопросы нравственно-этического характера и охватывает профессиональные черты педагога в высоком смысле этого слова. Профессионально-педагогическая толерантность – это не только терпеливость, психическая устойчивость, но и уравновешенность, справедливость, чувство такта, человечность, доброжелательность, наблюдательность, близость к учащимся, мудрое терпение, отзывчивость, требовательная доброта, отсутствие фальши во взаимоотношениях и общении с учащимися, ненасилие и уважение.

2. Толерантность – как гуманистическая ценность личности педагога (нравственные ценности, гуманизм, «человечность или античеловечность»). В данном случае толерантность рассматривают как ответственный исвободный выбор человеком «ценностного толерантного отношения к жизни», а не как правило или принудительное требование. Ведущий психологический механизм – безусловное принятие, которому способствует понимание.

В данном случае, особый интерес представляют нравственные ценности, гуманизм, которые, сочетаясь, согласно позиции В.И. Кувакина, составляют ядро гуманистического мировоззрения [108]. Не причинение зла другим людям, благодетельность, терпимость, сотрудничество, порядочность, благодарность, справедливость, честность, правдивость, искренность, верность и надежность, благожелательность и доброжелательность и пр. принято рассматривать как ценности нравственные (В.И. Кувакин, П.Б. Куртц). На основе этого, В.И. Кувакин приходит к выводу, что терпимость в классификации гуманистических ценностей относиться к моральным ценностям гуманизма [108]. Авторы многих публицистических и научных трудов последнего десятилетия настаивают на необходимости обозначить новый тип ценностей – ценности гуманизма.

Общей чертой гуманистических ценностей является то, что все они обретают свой статус в результате их оценки по критерию «человечность или античеловечность» [91,с.20]. Но с этих позиций толерантность понимается как свободный и ответственный выбор человека «ценностного толерантного отношения к жизни» (А.Г. Асмолов), а не как правило или принудительное требование [13,c.7].

Рано или поздно в своей жизни человек, в частности педагог в контексте профессиональной педагогической деятельности, сталкивается с проявлениями толерантности. Важно то, что в толерантности человек открывает свои личностно-индивидуальные Смыслы и Ценности, осуществляет себя как человека, как личность. Главные вопросы для него «состоят не в том, «почему я проявляю толерантность?»: а «во имя чего, ради чего я действую толерантно, какие ценности я отстаиваю и каков для меня в этом смысл?!». От ответов на эти экзистенциальные вопросы зависит подлинная суть тех или иных действий человека» [32,с.105-106]. И здесь как ведущий психологический механизм терпимости, толерантности выступает принятие (В.В. Бойко, С.К. Бондырева, С.Л. Братченко, М.В. Золотухин, Ю.А. Ищенко, Д.М. Колесов, Е.Ю. Клепцова, А.В. Петрицкий и др.), которому способствует понимание.

Представляется важным разграничить собственно педагогическую толерантность (отношение к детям со стороны родителей и родственников) и профессионально-педагогическую (отношение к обучающимся со стороны педагогов, воспитателей, мастеров производственного обучения). Именно профессионально-педагогической толерантности, в основе которой лежит толерантность как качество личности, в частности профессионально-важное качество, и надо обучать будущих педагогов.

Таким образом можно сделать выводы:

1. Для отечественного образования развитие толерантности в контексте профессиональной педагогической деятельности носит экзистенциально-гуманистическую направленность. Толерантность педагога рассматривают как личностную ценность и то, что составляет личностно-индивидуальные Смыслы и Ценности человека. В этом актуализировался аксиологический смысл проблемы толерантности, которая связана с определенной системой ценностей и проблемой их достижения в обществе, наполненном противоречиями.

2. В контексте профессиональной педагогической деятельности педагога, толерантность является одой из ключевых его компетентностей. В этом заключается:

- готовность и способность педагога конструктивно взаимодействовать в столь многообразном мире образовательного пространства;

- сознательно, осмысленно, ответственно осуществлять свой выбор, формировать собственную позицию и активность в построении отношений с Другим/ми.

3. Полноценная толерантность не может быть результатом только внешних воздействий: толерантность не столько формируется, сколько развивается; помощь в становлении толерантности – это создание условий для ее развития, но таких моделей образовательного процесса, которые бы исходили из жизненной практики толерантной культуры и основывались на субъектном опыте толерантных отношений участников образовательного процесса.

4. Отмечается, что продуктивность сложного многообразного взаимодействия в педагогическом процессе между субъектами образовате







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 1413. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия