Студопедия — Предпосылки капитализма
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Предпосылки капитализма






1. Присвоение промышленными предприятиями свободной собственности на вещные средства производства (землю, приборы, машины, орудия и т. д.)...

2. Свобода рынка от нерациональных стеснений обмена.

3. Рациональная, минимизирующая затраты технология осуществления производства и обмена.

4. Твердо установленное, право и судопроизводствою

5. Свободные люди, обладающие полезными нанимателю способностями, имеющие правовую возможность и экономически вынужденные продавать на рынке свою рабочую силу.

6. Наличие свободного фондового рынка и финансового капитала.

Капитализм возможен, когда рынок освобождается от психологических, социальных, правовых, экономических сдержек, обусловленных людскими ценностями (ложными), традициями, аффектами.

Отношение Вебера к рационализму как этическому принципу сказалось в его предпочтении так называемой "этики ответственности" «этике убеждения». «Этика ответственности», предполагающая трезвую оценку ситуации, жестоко рациональную формулировку альтернативных возможностей, сознательный выбор одной из возможностей и ее неуклонное проведение в жизнь, а также личную ответственность за этот выбор должна быть, согласно Веберу, обязательной принадлежностью политического лидера.

"Этика убеждения". Её девиз: «пусть погибнет мир, но восторжествует справедливость». Вопрос - что справедливо? Неужели исполнение "долга" ценой катастрофы? Такая позиция, по Веберу, предполагает: (а) «абсолютное отрицание “этики успеха”; (б) исключение «всех других ценностей, кроме этических»; (в) «непризнание этически индифферентного в качестве существующей или хотя бы в качестве возможной “ценности”». (Вебер отделяет ценности науки этики (ценности, скоррелированные с категорией "добро") от "просто ценностей" (целерациональных - отражающие очевидное благо). Кроме того, так как понимание добра, в основном, закрыто для обыденного сознания, требуется в обыденные сознания вкладывать выводы этических умозаключений в расчете на то, что они исполнят функцию "курсоуказателя" на жизненном пути человека. Из-за этого этические знания - "ценности убеждения" - оказываются в индивидуальной практике актора априорными и противопоставляются апостериорным ценностям, сформированным в целерациональных актах деятельности. Но в сознании обычных людей они, как правило, почти не пересекаются содержательно, так как рядовой актор не подвергает достигнутые им цели и полученные им блага верификации методом соотнесения их с тем, что обозначается категорией "добро". В результате, общественная практика демонстрирует исследователю два типа "укоренения" ценностей в индивидуальном сознании - доопытные (только знаниевые) и послеопытные - отражающие достигнутый результат и технолоогию личных действий (умения) по его достижению. И обычно содержательное наполнение (состав) этих двух типов ценностей имеет незначительный состав общих членов - из-за неприменения "обычным актором" категории "добро" в процедуре оценки результативности исполненного акта деятельности. Прим моё - А.С.).

Вебер связывал понятие «рациональность» с важнейшей для него ценностью — свободой. Мера рациональности человеческого действия есть мера его свободы. Человек свободен, когда его действие рационально, т.,е. когда он ясно сознает преследуемую цель и сознательно избирает адекватные ей средства. «Чем «свободнее» действующий индивид выносит решение, т. е., чем более оно зависит от его собственных «соображений», не замутненных никаким «внешним» принуждением или непреодолимыми «аффектами», тем более...мотивация подчиняется категориям «цели» и «средства», тем полнее, следовательно, удается ее рациональный анализ и при необходимости — ее включение в схему рационального действия».

(В современном истолковании это выглядит так: действующий целерационально свободный человек адекватно понимает то, как соотносятся "друг с другом" 1) его желания, 2) его умения и 3) обстоятельства внешней ситуации, в которой он находится; на основе этого понимания он формирует умственные образы 4) цели, 5) её параметров и 6) план действий по её достижению; 7) действует по плану, 8) оценивает полученный результат, сравнивая его параметры с параметрами цели и 9) по результатам оценки принимает решение на дальнейшие действия. Всё это осуществляется без корректирующего влияния 1) непроверенных на полезность знаний, в том числе ценностей, убеждений, стереотипов действия, одобренных традицией и 2) аффектов - сильных эмоциональных переживаний, сигнализирующих о благоприятности соотношения субъекта со средой помимо и до соответствующих оценок разума. Прим моё - А.С.)

Вебер амбивалентно относится и к рациональности, и к ее антиподу — харизме, и к наиболее чуждой ему «традиции». Это обстоятельство всегда останавливало деятельность Вебера как политика; двойственность связывала Вебера всякий раз, когда заходила речь об однозначном решении вопроса в той или иной политической ситуации: всякий сегодня найденный выход представал перед ним как завтрашний тупик.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 504. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия