Билет. Церковное учение об откровенииПод Откровением мы понимаем все, в чем проявляется бытие и действие Бога в пределах человеческого восприятия. Целью, притом единственной, Откровения является спасение людей, которым Откровение преподается. Именно потому, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (Ним 2:4; ср. Ин 20:31), для этой цели «явилась благодать Божия, спасительная всем человекам» (Тит 2:2), а Откровение во всех его видах есть несомненно «благодать», т.е. благой дар Божий. Так как спасение и получение вечной жизни — понятия синонимические, то можно сказать, что вечная жизнь с Богом и в Боге, содержание которой Христос назвал богопознанием (Ин 17.3), является целью всякого Откровения. Познание Откровения в полной мере и полном объеме одному человеку недоступно. Может быть, только для христианского богословия в целом познание Откровения в его качественной и количественной полноте представляет собой реальную задачу, и то лишь в перспективе исторического процесса. Объем Откровения определяется его целью. Единственной причиной того, что Откровение было преподано людям, является воля любящего Творца и Отца, направленная на спасение человечества, на предоставление каждому человеку возможности вечной жизни (Ин 3:16; 1 Тим 2:4; Ин 20:31), Т.е. возможности достижения блаженства — высшей степени счастья во временном настоящем и в вечном будущем. Таким благотворным проявлением воли Божьей было и творение мира с подчинением природы человеку (Быт 1:27), и преподание людям закона как средства спасения от последствий грехопадения, и как вершина промыслительной деятельности любящего и спасающего людей Бога — пришествие в мир Сына Божьего: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1 Ин 4:9); «Отец послал Сына Спасителем миру» (1 Ин 4:14). Нам известны следующие виды или способы Откровения Божьего: — раскрытие Бога в природе как ее Творца и Содержителя; — способность нравственной оценки человеческой деятельности; — субъективное и социальное переживание общения с Богом; — непосредственные Богоявления; — промыслительные события в жизни человека и человечества; — Священное Предание в Церкви; — Слово Божье, в частности Священное Писание, как фиксированное Священное Предание; — Богочеловек Иисус Христос — высшее из Откровений Божьих — вершина и утверждение всех Его видов. Такая классификация, как и всякое обобщение любых эмпирических данных, носит, конечно, условный характер; в данном случае эту условность (1 Кор 13:9) следует особенно ярко подчеркивать, ибо в Откровении мы, хотя и опосредованно, однако соприкасаемся с Абсолютом, перед коим вообще все тварное, все неабсолютное условно и относительно.
|