Студопедия — Понятие и структура общественно-экономической формации. Формация и цивилизация. Сущность исторического процесса
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятие и структура общественно-экономической формации. Формация и цивилизация. Сущность исторического процесса






Формация общественно-экономическая (формация - лат. - образование, вид) - категория ист. материализма, выражающая материалистическое понимание истории, представляющая общество как органическую целостность, соответствующую определённой ступени развития всемирной истории. Категория общественно-экономической формации представляет результат исследования общества с позиции материалистической диалектики, что позволило Марксу и Энгельсу преодолеть неисторический подход в понимании общественной жизни, открыть общие и специфические законы социального развития, установить преемственность м. различными этапами истории. Системообразующим принципом общественно-экономической формации является способ производства. Смена способов производства определяет смену общественно-экономических формаций.

Маркс К. выделил 5 формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую. На начальном этапе истории труд малопродуктивен, поэтому все члены общества равны в своей бедности ("первобытный коммунизм"). На основе совершенствования орудий труда и общественного разделения труда повышается его производительность и появляется прибавочный продукт, а вместе с ним и борьба за его присвоение. Т.о. возникает классовая борьба за право собственности на орудия производства, в ходе которой возникает государство как орудие классового господства, а также и определённая идеология как духовное обоснование и закрепление привилегированного положения определённых социальных групп в обществе.

Формация и цивилизация представляют собой каждая особый срез развития общества. Формация — социоэкономическая категория, цивилизация — социокультурная, но эти категории связаны с понятием социума и включаются в описание законов его развития. На этом пересекаются материальное и внематер. в процессе развития человеч. общества в его целостности. И формация, и цивилизация могут перекрывать друг друга во времени, могут отстоять по уровню на значительном расстоянии. С точки зрения эффективности и формация древних греков, и формация современных потомков завоевателей Австралии являются оптимальными в конкретное время и в конкретных условиях. Но их культуры нельзя сравнивать по сложности и влиянию на развитие общечеловеческой цивилизации.

Понятие формации становится базовым тогда, когда мы говорим о социально-экономическом и политическом развитии общества. Формацию можно рассматривать как системообразующее начало общества, понимаемого как совокупность экономических, социальных и политических связей. Классификация формаций традиционно проводится по преобладающим формам собственности, хотя деление Маркса сейчас признано упрошенным и не соответствующим историческим фактам. Сменяемость формаций обусловлена развитием производительных сил, изменением природных условий, появлением новых материальных возможностей для человеческой деятельности или утратой прежних, а также упрощением общественно-экономических структур в результате катастроф как политического, так и природного характера.

Существуют два основных подхода к истории человечества. Первый (16-18 вв) из них заключается во взгляде на всемирную историю как на один единый процесс поступательного, восходящего развития человечества. Такое понимание истории предполагает выделение стадий развития человечества в целом. Поэтому его автор называет унитарно-стадиальным. Он нашел свое выражение в делении истории человечества на такие стадии, как дикость, варварство и цивилизация (А. Фергюсон и др.), в подразделении этой истории на охотничье-собирательский, пастушеский (скотоводческий), земледельческий и торгово-промышл. периоды (А. Тюрго, А. Смит и др.). Тот же подход проявился и в выделении вначале трех, а затем четырех всемирно-исторических эпох в развитии цивилизованного человечества: древневосточной, античной, св и новой (Л.Бруни и др.)

Марксистская концепция также являющаяся унитарно-стадиальной, в своем ортодоксальном варианте практически предполагает, что схема смены формаций реализуется в развитии каждого конкретного отдельного общества. В результате всемирная история предстает как сумма историй социоисторических организмов, каждый из которых в принципе, в норме должен 'пройти' все формации. Провозглашая единство истории, ортодоксальная версия теории формаций практически сводит его к общности законов, действующих в каждом социоисторическом организме. Такой вариант унитарно-стадиального подхода может быть назван линейно-стадиальным. Линейно-стадиальными были и другие существовавшие в XIX в. унитарно-стадиальные концепции. Линейно-стадиальный подход резко противоречит историческим фактам.

Второе основное понимание истории можно назвать цивилизационным. (предст - Гобино, Данилевский, Шпенглер, Тойнби).

Если теория формаций исходит из единства истории, то этот подход исключает взгляд на историю как на единый процесс. Человечество делится на большее или меньшее число социальных образований (их называют по разному: культурно-исторические типы, культуры, цивилизации, этносы и суперэтносы и т. п.), развивающихся совершенно независимо друг от друга. Каждое из них возникает, расцветает и с неизбежностью рано или поздно погибает. Иногда под цивилизациями понимаются социоисторические организмы (например, древнеег. цивилизация, китайская цивилизация), но чаще - системы соц.-исторических организмов (ант. цивил., зап. цивил. и т. п.). Единого исторического процесса с точки зрения этого подхода нет.

Если линейно-стадиальный подход абсолютизирует единство исторического процесса, доводя его до отрицания разнообразия, то плюрально-циклический абсолютизирует разнообразие, доводя его до отрицания единства. И то, и другое - крайности, обычные для метафизического мышления.

Главная заслуга сторонников цивилиз. подхода в том, что они привлекли внимание к тому, что человечество подразделяется на в значительной степени самостоятельные образования и что эти образования сосуществуют не только в пространстве, но и во времени, что они возникают и исчезают. Тем самым они сделали неизбежным отказ от линейно-стадиального понимания истории.

Смена формаций - сущность исторического процесса, но сам исторический процесс несводим к своей сущности. Кроме основных, формационных способов производства, существуют неосновные, не являющиеся стадиями всемирной истории - параформационные.

 

 







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 659. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия