Учение о правеТеории: 1.Естественно-правовая - право связано с интересами общества. естественно-правовая школа права исходит из существования двух основных правовых систем: А)системы естественного права - это такое право, которое принадлежит человеку с момента рождения и до момента смерти. При этом естественное право не требует признания со стороны государства или иной власти. Вообще, к естественным, т. е. неотчуждаемым, правам человека можно отнести следующие права: на свободу, на равенство, на семью, на собственность, на безопасность и др Б)системы позитивного права- это такое право, которое официально признано государством и действует в его пределах, получив документальное выражение в законах и иных правовых актах государственной власти. Однако при этом авторы естественно-правовой теории права отмечали, что позитивное право основывается на естественных законах и способствует реализации идей и принципов естественного права. 2.Историческая теория - основывалась на концепции, согласно которой у каждого исторически сложившегося народа есть свое право, определяемое присущим данному народу духом. Таким образом, право каждого народа — это по сути проявление народного духа, которое выражает общее сознание, убеждение народа. Согласно исторической школе право — это результат исторического процесса, при этом оно саморазвивается и постепенно складывается независимо от государственной воли, закон — это не только не единственный, но и не основной источник права. На первое место в качестве источников права выдвигался обычай, который в отличие от правовых предписаний известен всему народу. 3.Психологическая теория права- состоит в отстаивании концепции разделения права на позитивное, т. е. официально действующее в государстве, и интуитивное, истоки которого заложены в психике людей и складываются из того, что они переживают как право. Согласно психологической теории права позитивное право также выражается в законах и иных нормативных актах государственной власти. Такое право мало доступно простому народу, отдельно взятому гражданину. Интуитивное право в свою очередь характеризуется через психологические состояния людей, а следовательно, оно понятно. Главным среди всех психологических состояний, за счет которых складывается право, признаются эмоции. 4)Нормативистская теория права Данное направление учения о праве способствовало упрочению законности и ограничению судейского усмотрения. Нормативисты впервые выдвинули идею правового государства в смысле самоограничения власти законом. В конце 19-20 вв. данная правовая школа претерпела значительные изменения — из нее выделилось отдельное направление «чистое учение о праве» Основоположники чистого учения о праве противопоставляли право («мир должного») реальной общественной жизни («мир сущего»). Представители чистого учения о праве рассматривали правовые нормы в отрыве от экономики, политики и других явлений общественной жизни. Кроме того, они возражали против естественно-правовой теории права, т. к. отвергали существование у человека неотчуждаемых прав. Авторы чистого учения о праве утверждали, что, кроме опирающегося на государство права, иного права не существует. Согласно чистому учению о праве, существовала иерархия правовых норм. При этом обязательность правовых норм проистекает не из нравственности, а из государственного авторитета. 5) Социологическая теория права. Основоположники социологической теории права под собирательным понятием «право» понимали следующие правовые институты: административные акты, судебные решения и приговоры, обычаи; правосознание людей, судей, должностных лиц; правоотношения; юридические нормы. Кроме того, под правом понималась деятельность, посредством которой можно осуществлять вмешательство в другую деятельность, т. е. право рассматривалось в действии. Правовые отношения приравнивались к общественным отношениям, а социальный порядок — к правопорядку. Подобное понимание права, с одной стороны, приближало его к реальной жизни, юридической практике, а с другой, оправдывало и обосновывало административный и судебный произвол.
|