Студопедия — Аристотель (384-322)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Аристотель (384-322)






Аристотель завершает классический период эллинской культуры (даже физически – он умирает спустя примерно год после смерти Александра Македонского, которая рассматривается как рубеж, отделяющий классику от периода эллинизма).

Аристотель – сын врача. В 17 лет он пришёл в академию Платона и пробыл там 20 лет. После смерти учителя, он покидает академию и становится наставником Александра Македонского.

В лице Аристотеля греческая философия сделала шаг вперёд. Об этом свидетельствует её самосознание. Доказательством самосознания философии является её предметная определённость. Впервые философия устами Аристотеля заявляет о своём отличии от других отраслей знаний. Если любая другая наука изучает часть сущего, то философия исследует сущее как таковое. Философия в определении Аристотеля есть метафизика – наука о сверхчувственном.

Согласно Аристотелю, Платон не доказал существование мира идей. И даже если бы это удалось Платону, то принцип идей всё равно оказывается бесполезным как для бытия вещей, так и для их познания. Почему? Потому что идеи Платона оторваны от вещей. Как сущность вещи может быть вне вещи? Идеи не помогают в познании вещей, они только умножают предметы познания. Нет никакой разницы между идеей и вещью, они совпадают по содержанию. Идеи Платона различны по степени общности, они друг к другу относятся как роды и виды. Одна и та же идея одновременно является и сущностью – по отношению к менее общей идее, и несущностью – по отношению к более общей идее. Аристотель также приводит аргумент «третий человек»: между идеей человека и человеком имеет место тождество, следовательно, требуется ещё одна идея – сходства. Этот аргумент предполагает, что если существует идеальный мир вне материального, то нельзя ограничиться единственным его числом.

Бытие по Аристотелю складывается из субстанций, под которыми он понимает самобытную самостоятельную вещь. Существует 4 субстанции:

- материя;

- форма;

- движение;

- цель.

Последние две сводятся к форме. Форма и материя неотделимы друг от друга. Например, медный шар – единство шарообразной формы и материала меди. Если мы отделим форму от материи, то получим медь. Медь – тоже определённый предмет, который состоит из элементов. Если мы будем бесконечно отделять форму от материи, то придём к первоматерии, которая не имеет никакой формы. Материя по Аристотелю есть нечто неопределённое. Она не может сама из себя создать вещь, Материя – лишь возможность вещи. Для образования вещи необходимо, прежде всего, формообразующее начало, которое является действительностью вещи. Форма – активное начало, в котором заложена цель вещи. Аристотель учит о целесообразности мира. В природе каждая вещь существует для какой-либо цели. Цель – это стремление вещи осуществить свою сущность. В принципе, форма Аристотеля – это та же самая идея Платона. Отличие заключается только в том, что мир эйдосов (идей) Аристотель помещает в сами вещи.

Чистая материя сама по себе не существует. А вот форма может существовать вне материи. Такое чистое формальное начало Аристотель называет Нусом. Нус – мировой ум, «божество». Это чистое мышление, которое мыслит самое себя. И он является причиной движения в мире.

Аристотель впервые даёт логическое исследование категории движения. Движение есть изменение, то есть переход от возможности к действительности. Движение может быть 4 видов:

- изменение сущности;

- изменение качества;

- изменение количества;

- изменение пространства.

Первые три сводятся к последнему, и оно замыкается в круговом движении, так как движение должно быть вечным.

Бытие Аристотеля разумно организовано, и этим принципом организации выступает категория. Аристотель первым исследует категории. Их он выделяет посредством анализа языка. Категории Аристотеля – это и формы языка, и формы мышления, и формы бытия. Категория – точка зрения на вещь. Каждая вещь выступает как некоторая сущность, имеющая причину, качество, количество и т.д.

В учении о познании чувственный опыт для Аристотеля имеет большее значение, чем для Платона. «Нет ничего в нашем разуме, – говорит Аристотель, что не прошло бы раньше через чувства». Далее, Аристотель замечает, что чувства нам говорят только о существовании предмета, но не раскрывают причину его существования и не говорят, почему он именно такой. Истинное знание для Аристотеля, таким образом, есть знание всеобщего, а не единичного и случайного.

Аристотель является и создателем этики как теоретической дисциплины о поведении человека. Человек может стать добродетельным, но для этого необходимо некоторое усилие с его стороны. Например, для Сократа знать, что такое добродетель, значит уже быть добродетельным. Для Аристотеля мало знать, надо ещё и уметь поступать добродетельно. А это требует упражнения и тренировки. Аристотель выделяет два вида добродетелей:

- интеллектуальные;

- добродетели характера.

Аристотель пытается определить смысл добродетели. И здесь он опирается на понятие меры. Мера – середина между двумя крайностями. Например, добродетель «мужество» есть золотая середина между трусостью и безрассудством, «щедрость» – мера между скупостью и расточительностью и т.д. Добродетельным можно считать такой поступок человека, который выбирается им добровольно, ради самой добродетели.

Этика Аристотеля, также как и у Платона, обосновывает политику. Аристотель выделяет правильные и неправильные государственные устройства. В первых, главным выступает забота об общем благе, а во вторых – преследование личных целей. Монархия является правильной формой правления, если правитель заботится о своих подданных, а когда этого нет, то это уже тирания. Идеальное государство Аристотеля должно соответствовать принципу меры. Должно быть не большим и не маленьким, не богатым и небедным и т.д.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 178. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия