Студопедия — Что такое цезура и какова ее роль в стихе?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Что такое цезура и какова ее роль в стихе?






Цезурой называют короткую ритмическую люфтпаузу в середине стиха. Эта пауза разделяет стих на две части, на два полустишия и вносит еще большую организованность в его ритмический характер. Если более четырех стоп в стро­ке, нужна цезура, чтобы держать и подчеркивать ритм. Так, в шестистопном стихе цезура ставится после трех стоп и, подчеркивая соизмеримость двух частей стиха, яснее выяв­ляет ритм его:

И долго буду тем | любезен я народу,

Что чувства добрые | я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век | восславил я свободу....

(А. С. Пушкин).

Эти едва уловимые паузы нужны исполнителю «как воз­дух» для того, чтобы подготавливать восприятие чрезвычай­но важных слов, утверждающих гражданскую позицию поэ­та.

Возьмем знакомые стихи и прочтем их с цезурами после трех стоп:

Когда, любовию | и негой упоенный,

Безмолвно пред тобой | коленопреклонённый,

Я на тебя глядел | и думал ты моя, —

Ты знаешь, милая, | желал ли славы я...

Цезуры помогают передать развитие мысли, чувств поэ­та во второй части стиха. Встает вопрос: а не внесет ли это в исполнение монотонность, механичность? — Наоборот, ро­дится естественная речь. Ведь цезура цезуре рознь: одна мо­жет быть короче другой, а третьей может и не быть, а про­сто изменится тон, тембр, темп произнесения слов. Цезура не обязательно — остановка. Изменение в характере произ­несения воспринимается как новый такт речи.

И в гекзаметре цезура также обязательна, чтобы спра­виться с длинной строкой. Но там она чаще не постоянна, а подвижна.

В пятистопном стихе цезура обычно ощущается после двух стоп. И в этом тоже действенная тайна стиха. Две сто­пы и три стопы. Неравные части. А читать надо так, чтобы они были соразмерны. Почему? Да потому, что поэты, вы­ражая мысль, подтекст, действие, ощущают эти остановки и располагают слова по их значимости так, что часть стиха, где меньше стоп, оказывается важнее по смыслу, чем та, в которой три стопы. (28)

Простишь ли мне | ревнивые мечты,

Моей любви | безумное волненье?

Ты мне верна: | зачем же любишь ты

Всегда пугать | мое воображенье?

(А. С. Пушкин).

Поэтому понятна необходимость произносить первые ча­сти стихов (состоящие из двух стоп) более протяженно, зна­чительно, чем вторые. Конечно, когда говорим «медленнее», «быстрее» — это все условно. Здесь не может быть матема­тической точности. Важно чувствовать тенденцию, подска­занную закономерностью стиходействия.

Скажем, однако, о том, что Пушкин хоть и писал: «При­знаться вам, я в пятистопной строчке Люблю цезуру на вто­рой стопе: Иначе стих то в яме, то на кочке...», сам не все­гда придерживался этого правила. В пятистопной строчке чаще всего (особенно в современной поэзии, в драматурги­ческом материале, переводной литературе) встречаем под­вижную цезуру. Это создает еще большую гибкость стихо­творной речи. Но закон исполнения обязателен и в данном случае.

Вот восемь строк пятистопного ямба из стихотворения А. Прокофьева с подвижной цезурой;

Густая роща | в зареве заката /2 ст. — 3 ст. /

Вечернею водой | отражена /З ст. — 2 ст. /

И кажется | вот-вот на перекатах /2 ст. — 3 ст./

Замрет | неугомонная волна /1 ст. — 4 ст./

Здесь все такое милое | простое /4 ст. — 1 ст. /

Склонилась ива к вербе | как сестра, /З ст. — 2 ст./

В густой траве | цветы заснули стоя. /2 ст. — 3 ст./

Никто их не разбудит | до утра /З ст. — 2 ст./

Каково значение постоянной паузы в стихе?

Кроме внутристиховых пауз (цезур) необходимы паузы и в конце каждого стиха.

Постоянная пауза, которая ставится в конце стиха, под­черкивает ритм (соизмеримость одинаковых строк стихов), подчеркивает рифму. И если мы будем игнорировать эту за­кономерность стихотворной речи, то разрушим форму сти­ха, ритм и поэтичность. Речь также идет не о формальном выполнении требования стиха, а о творческом, живом. И па­узы в конце стиха могут быть короче, длиннее, еле улови­мыми, могут быть выделены изменением тона и характером интонации. Обязательно надо наполнять подтекстом эти паузы, особенно, когда мы сталкиваемся с явлением стихотвор­ной речи, которое чаще всего именуется «зашагиванием». (29)







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 394. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия