Рецензия на монографию
Для написания рефератов в виде рецензий 1. XVI–XVII вв. (опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время). – М., 1901. 2. Аксютин Ю.В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. М., 2004. 3. Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. Л., 1999. Анисимов Е.В. Анна Иоанновна. М., 2002. 5. Анисимов Е.В. Время Петровских реформ. Л., 1989 6. Барсенков А.С. Реформы Горбачева и судьба союзного государства 1985-1991. – М., 2001. 7. Болотина Н.Ю. Деятельность Г.А. Потемкина (1739-1791 гг.) в области внутренней политики России. М.: РАГС, 2010. 8. Борисов Н.С. Политика Московских князей (конец XIII – первая половина XIV в.) М.: МГУ, 1999// http://www.hist.msu.ru/Departments/RusHis19/Books/moscow.pdf 9. Боффа Дж. От СССР к России: История неоконченного кризиса. 1964–1994. – М., 1996. 10. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 1989. 11. Бушкович П. Петр Великий. Борьба за власть (1671 – 1725). Спб., 2008. 12. Выскочков Л. Николай I. Серия ЖЗЛ. М., 2003. 13. Гимпельсон Е.Г. Формирование советской политической системы. 1917-1923 / РАН. Ин-т рос. истории. – М., 1995. 14. Греков Б.Д. Киевская Русь. – М., 2004. 15. Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. – М., 2001. 16. Зимин А.А. В канун грозных потрясений: Предпосылки первой крестьянской войны в России. М.,1986//http://annals.xlegio.ru/rus/zimin/zim6_00.htm 17. Зимин А.А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV в. М., 1991// http://annals.xlegio.ru/rus/zimin/zim1_00.htm 18. Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории). М., 1982// http://annals.xlegio.ru/rus/zimin/zim2_00.htm 19. Каменский А.Б. От Петра до Павла. М., 2001. 20. Корелин А.П., Степанов С.А. С.Ю. Витте – финансист, политик, дипломат. М., 1998. 21. Коэн С. Провал крестового похода: США и трагедия посткоммунистической России. – М., 2001. 22. Морозова Л.Е. Российское государство в XIV-XVII вв. СПб., 2002. 23. Морозова Л.Е. Россия на пути из Смуты: Избрание на царство Михаила Федоровича. М., 2005. 24. Павленко П.И. Петр Первый// [Электронный ресурс] http://book-read.ru/libbook_108375.html 25. Пихоя Р.Г. Москва. Кремль. Власть. Две истории одной страны. Россия на изломе тысячелетий. 1985-2005. – М., 2007. 26. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти 1945-1991. – М., 1998. 27. Пихоя Р.Г., Соколов А.К. История современной России: кризис коммунистической власти в ССР и рождение новой России. Конец 1970-х - 1991 гг. И.: РОССПЭН, 2008. 28. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве 29. Проскурина В. Мифы империи: Литература и власть в эпоху Екатерины II. М., 2006. 30. Пыжиков А.В. Хрущевская «оттепель». – М., 2002. 31. Рогожин Н.М. У государевых дел быть указано… – М.: Изд-во РАГС, 2002. 32. Сахаров А.Н. Александр I. М., 1998 33. Скрынников Р.Г. 1612 г. М., 2007. 34. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 2005// http://militera.lib.ru/bio/skrynnikov_rg/index.html (2001) 35. Скрынников Р.Г. Смутное время: Крушение царства. М., 2007. 36. Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII в.// Библиотека Кротова [Электронный ресурс] http://www.krotov.info/spravki/persons/20person/1939stan.html 37. Станкевич З.А. История крушения СССР. – М., 2001. 38. Такер Р. Сталин у власти: История и личность, 1928-1941. Пер. с англ. – М., 1997. 39. Талина Г.В. Государственная власть и системы регулирования социально-служебного положения представителей высшего общества в начальный период становления абсолютизма в России (1645-1682 гг.)// [Электронный ресурс] http://humanities.edu.ru/db/msg/54604 40. Федоров В.А. М.М. Сперанский и А. А. Аракчеев. М., 1997 41. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI–XVII вв. – М., 1978. 42. Шубин А.В. Диссиденты, неформалы и свобода в СССР. М., 2008. 43. Эпоха Ельцина: Очерки политической истории. – М., 2001.
Рецензия на монографию
Библиографическое описание монографии: Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. - СПб., 1994. С. 5 -231
Основная тема монографии: Быт и культура российского дворянского общества в XVIII — начале XIX века
Поднимаемый в данной монографии вопрос рассматривался Юрием Лотманом впервые. Это не значит, что отдельные исследования литературных источников не велись до этого, но автор этой монографии поставил перед собой задачу обобщить и систематизировать знания отраженные в многочисленных работах и произведениях с точки зрения влияния быта на культуру в означенный период. Выявить некоторые структуры развития и взаимовлияния культур и их взаимопроникновения. Культура как социальное, человекотворное явление безусловно социальное явление, но определение символов эпохи это наикротчайший путь к пониманию людей живших на рубеже XVIII и XIX вв. Как верно замечено автором мы чаще всего приписываем свои положительные качества предками, а недостатки родителям. В связи с этим знание того чем жили наши предки может дать вдумчивому читателю ключ к пониманию многих современных проблем и так называемого «русского менталитета» На всем протяжении работы неоценимую помощь на грани соавторства автору «оказывала З. Г. Минц, которой не суждено было дожить до выхода этой книги. Большую помощь при оформлении книги, зачастую вопреки собственным занятиям, оказали автору доцент Л. Н. Киселева, а также другие сотрудники лабораторий семиотики и истории русской литературы Тартуского университета: С. Барсуков, В. Гехтман, М. Гришакова, Л. Зайонц, Т. Кузовкина, Е. Погосян и студенты Е. Жуков, Г. Талвет и А. Шибарова. Всем им автор выражает живейшую признательность.» А так же «автор считает своей приятной обязанностью выразить глубокую признательность Гумбольдтовскому обществу и его члену — профессору В. Штемпелю, а также своим друзьям — Э. Штемпель, Г. Суперфину и врачам больницы Bogenhausen (Miinchen).»
Автор строит свои умозаключения на основании литературных произведений авторов, рассматриваемого периода, а так же на переписках личного и делового характера дворян. Большое значение для этой работы имеют те немногие свидетельства и документы которые автору и его помощникам удалось обнаружить в архивах.
Каждая глава представляет из себя отдельный, как бы не связанный с другими главами вопрос. Но это впечатление обманчиво, потому, что прочитав одну главу, Вы уже по-другому оцениваете следующую. Автор, в своей работе, не делает жестких выводов, давая возможность читателя самому рассуждать о тех или иных процессах происходящих в обществе. Рассматриваемые аспекты социальной жизни: 1. Люди и чины 2. Женский мир 3. Женское образование в XVIII – начале XIX века 4. Балы 5. Сватовство, брак, развод 6. Русский дендизм 7. Карточная игра 8. Дуэли 9. Искусство жизни 10. Итог пути (отношение к смерти)
Постараюсь привести краткие выводы посетившие меня при прочтении этой монографии. Конечно полный анализ данной работы может представлять из себя еще одну монографию, поэтому краткие выводы не объясняют всех тех взаимосвязей которые образуются в голове, но все же:
1. Введение в России чинов и знаков различия с одной стороны значительно упорядочивало общество и одновременно давало возможность работоспособным, талантливым и предприимчивым людям подниматься по иерархической лестнице вверх. В тоже время это способствовало очень, а может быть и слишком быстрому росту чиновничьего аппарата (этот процесс не заканчивается и сейчас). И вместе с увеличением количества людей, вносящих вклад в развитие Отечества, растет и бюрократический аппарат. Но главным достижением той эпохи стал переход от вознаграждения материального к иерархическому поощрению. 2. Женский мир в рассматриваемый период делает свой решительный шаг к образованию и выходит за рамки функций деторождения. Женщина оставаясь еще хранительницей очага начинает все активнее влиять на общественные процессы. 3. И в этом смысле женское образование, хотя и отличается от мужского, но все же дает ей возможность оказывать влияние на воспитание подрастающего поколения. Женщины стимулируют массовое чтиво. И этот женский мир вместе женским образованием порождают новое, читающие и живущее литературными образами поколение. 4. Очень интересно раскрыта в монографии тема балов. Нельзя не согласиться с автором что дворянская Россия того времени живет между парадами и балами. Строгие предписания воинской службы, находят отдушину в вобщем-то тоже «организованных» балах, но эта организация имеет массу послаблений. Вместе с тем балы это уникальное место для знакомств. Ведь ходить слишком часто в гости это значит фактически свататься, а был дает своеобразную индульгенцию на общение молодых юношей и девушек. 5. Брачные традиции в России все еще уходят корнями в древность, но уже все чаше молодежь избирает Европейский путь. От этого конечно возникает много перекосов в традициях. Но в это время на Руси женщина приобретает много прав в браке. 6. Явление «дендизма» в русском варианте, как всегда, отличается от европейского. И если в Европе это приводит к частым самоубийствам, то в России, самоубийства редкость, зато мощное значение приобретают дуэли, и процветает карточный азарт. 7. Карточная игра настолько плотно входит в жизнь русского дворянства, сто даже оказывает большое влияние на язык. Карточные жаргонизмы проникают во всю сферу общения и укореняются в ней навсегда. Мы и сейчас часто прибегаем к выражениям: «Я пас», «Сударь Ваша карта бита» и т.п. 8. Никакие законы и запреты не могут побороть дуэлянтов. Причем опасность кроится не в том что мужчины отстаивают честь с оружием в руках, а в том, что это начинает приобретать массовый и, иногда, даже политический характер. То есть можно решить таким образом политический спор и убрать соперника не только в делах душевных, но и в государственных. Вместе с тем формируется новый тип поведения, весьма и весьма агрессивный. 9. Сложность такого мира, в котором появляется стремление к техническому прогрессу, но еще живущего «землей», нам живущим в XXI веке достаточно трудно себе представить. Но живущим в ту эпоху, было еще сложнее, потому что решились одни устои и а новые еще только зарождались. 10. И конечно все это не могло не отложить свой след на отношение к итогу жизни, а как прямое следствие этого на отношение к смерти. Верующая в веках Русь начинает постигать философию атеизма.
В целом данная монография рассчитана на вдумчивого читателя, любопытного и наблюдательного, поэтому не стоит рассчитывать на то, что ее удастся прочитать в один присест. То есть прочитать-то можно, но пропустить через себя, осознать и сделать выводы вряд ли удастся, хотя, и здесь надо отдать должное автору, монография написана красивым и легко читаемым слогом.
|