Студопедия — И.Л. Ванечкина
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

И.Л. Ванечкина






У Н.А. Римского-Корсакова сложилась своя система символики тональностей. Одни тональности в его восприятии сочетали в себе сразу три характеристики, например, D-dur: эмоциональную (властный), образную (дневной, солнечный, царственный) и цветовую (желтовато-золотистый). Другие были ограничены чаще двумя, иногда одной оценкой. Так, большинству диезных тональностей соответствовали все три характеристики, в отличие от бемольных, которые "скорее выражали настроение", как отмечал сам композитор. Тональности различного ладового наклонения (у Римского-Корсакова - одноименные) отличались между собой лишь в оттенках окраски - цветовой и эмоциональной (минор бледнее и мрачнее мажора). Окрашенными представлялись ему не только строи, но и отдельные гармонии. Так, септаккорды и увеличенные трезвучия имели несколько цветовых оттенков в зависимости от входящих в них тонов (например, созвучие des-f-a представлялось ему багрянозеленовато-розовым). Функционально-переменные аккорды приобретали двоякую окраску (например, доминанта D-dur'a розово-золотистая и как тоника А, и как доминанта D). Образная символика тональностей, а отсюда и цветовая, по нашему мнению, были обусловлены у него наличием своего рода "тональной оценки" явлений природы (способность, обратная цветному слуху). "Все тональности, строи и аккорды, по крайней мере для меня лично, встречаются исключительно только в самой природе", - признавался композитор. Система образных и цветовых характеристик тональностей складывалась у Римского-Корсакова постепенно, начиная с 30-летнего возраста (1874). В ранних сочинениях композитор зачастую выбирал тональный план произведения, по его словам, "в угоду Балакиреву". Но начиная с "Антара" творчество его стало являть пример развития и последовательного применения системы тонально-образной символики. Большую роль в педантичном культивировании этой системы сыграл известный рационализм мышления композитора. Анализ опер на сказочно-мифологические сюжеты, составляющих, кстати, большинство в его оперном творчестве, показывает, что именно в них цветотональная символика нашла наиболее полное проявление вследствие насыщенности действия опер картинами природы, что обусловлено, в свою очередь, пантеистическим мировоззрением Римского-Корсакова. Так, например, восходы солнца в операх "Ночь перед рождеством", "Сказка о царе Салтане", "Садко", "Золотой петушок", "Млада" звучат в A-dur'e. Также последовательно употребляются синие Е 4s 0 и У-dur для звукописи картин ночного неба, звезд и моря в тех же операх. Естественно, что в тональной драматургии указанных опер нашли отражение и образно-эмоциональные характеристики действующих лиц. В связи с этим интересно отметить, что в случае контрапунктического соединения темы природы (например, моря в VII картине "Садко") с характеристикой героев (поезд новобрачных) композитор отдает предпочтение при выборе тональности эмоциональному состоянию героев (солнечный D-dur, а не синий, cумрачный E 4s 0-dur). Необходимо отметить, что следование сложившейся системе проявилось не только в тональных планах крупных эпизодов, но в модуляциях и отклонениях, в синхронности отдельных слов текста, содержащих цветовую характеристику предметов или явлений, со звучащим в данный момент аккордом. Сам Римский-Корсаков придавал настолько большое значение этим ассоциациям, что, например, в ремарках "Млады" предписывал менять цвет освещения, как показал наш анализ, в соответствия с тональным планом.   Опубликовано в кн.: Всесоюзная школа молодых ученых и специалистов "Свет и музыка". Тез. докл. 24 - июня 4 июля 1979. - Казань: КАИ, 1979, с.96-98.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 200. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия