Философская мысль Беларуси.Философская культура на территории Беларуси сформировалась в период Средневековья благодаря выдающимся просветителям – К. Туровскому, К. Смолятичу, Е. Полоцкой. Наиболее значительной фигурой этой эпохи сегодня признается Франциск Скорина (ок. 1490–1541). Он – первый белорусский первопечатник, гуманист и ученый. При материальной поддержке виленских меценатов Скорина создает в Праге издательство, в котором им были напечатаны и прокомментированы 23 книги Библии. Вернувшись на родину, он создает в Вильно новое издательство, оборудовав в доме одного из своих меценатов типографию, в которой он на церковном языке выпускает ряд книг Библии. Скорина – основатель национально-патриотической традиции в истории белорусcкой культуры и общественной жизни. С середины XVI в. на белорусских землях, входивших в состав ВКЛ, приобретает необычайную мощь реформационное движение, которое возглавлял канцлер ВКЛ Миколай Радзивил Черный (1515–1565). Помимо него Реформацию поддержала значительная часть белорусско-литовкой аристократии, в том числе и такие могущественные магнаты, как Астафей Волович и Лев Сапега. C социально-политическими процессами, про-исходившими в этот период в ВКЛ, оказались связаны жизнь и творческая деятельность беларуских реформаторов: Сымона Будного его друга и помощника Василя Тяпинского,Андрея Волана Практически в одно время с Будным и Тяпинским еще одним идеологом белорусской Реформации выступает Андрей Волан (1530–1610). Помимо того общего, что объединяет этих трех мыслителей (отстаивание принципов веротерпимости, свободомыслия, критика папства), для Волана характерен акцент на разработку глав-ным образом правовой тематики. Его не случайно считают одним из основателей светского направления в социально-политической мыс-ли Беларуси и Литвы. Он объявлял право выражением коллективной воли народа, своего рода высшим разумом, заложенным в природе. Законы, издаваемые в государстве, по его мнению, должны соответствовать природному разуму, а это, в свою очередь, станет возможным, если они будут соединены с идеей общего блага граждан. Позднеренессансный политический деятель - Лев Сапега Как был убежден, что на основе закона и права можно защитить ценности, здоровье и имущество народа. В ХIХ в. отечественная философия находилась под влиянием романтизма, герменевтики, демократических идей (филоматы, филареты – А. Мицкевич, Я. Чачот, И. Домейко, К. Калиновский).В ХХ ст. в системе высшего образования господствовала марксистская философия.
18.Российская философия XVIII–XX-го веков. В конце XVIII–XIX вв. культурная жизнь России обогатилась расцветом литературы, журналистики, публицистики. Именно эти формы духовности оказали влияние на становление профессиональной философии Первым мыслителем мир. уровня был конечно же Ломоносов ( 1711 - 1765). - гениальный ученый-энциклопедист. достиж-я в естествознании (дал опред-е материи: М есть протяженное непроницаемое делимое на нечувственные части). Предложил систему бытия где богу остав-сь очень мало места. Радищев. - считал, что “бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе”. Чаодаев. Концепция - дуалистическая. Физ мир построен из атомов и молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все тела. Сознание чел не подчин мех закономерностям природы, а явл. р-том бож творения. Специф филосфия во многом складывалась под влиянием социально культурных процессов, происходивших на Руси. Христианизация сыграла огромную роль в становлении рус. фил мысли. Поиски рус ф-й мысли (16-18в) проходили в противоборстве 2-х тенденций: 1)акцентировала вним-е на самобытн с своеобразным рус дух жизни 2) выражала стрем-е вписать Р в процесс раз-я европ культуры Своеобр направлением в Р фил явились воззрения славянофилов. Хомякова (1804-1860) и Киреевского (1806-1856). Славяноф. развивали основанное на религиозных представлениях учение о чел и обществе. Хомяков - учение об иеархической структуре души и ее “центральных силах”. Киреевский - “внутреннее средоточие духа. Сущность мира м.б. познана лишь синтезом всех духовных функций чел, так называемой “Разумной Зрячестью” или “живознанием”, исходное начало кот - религия. Материалисты Белин-ский(1811-1848) Герцен (1812-1870), Чернышевский (1828-1889), Добролюбов (1836-1861), Писарев (1840-1868). Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р. рев демократии.
|