Нововавилонская империя. Древний ИранКороткий период ее расцвета наступил в правление Навуходоносора 2 (605-562 гг. до н. э.). Вавилон стал одним из самых богатых и своеобразных городов в регионе, политическим и духовным центром: в нем было пятьдесят три храма. В вавилонской культуре видели прямую наследницу шумеро-аккадских традиций, которые в то время почитались. Исторические источники донесли до нас сведения о том, какие крупные постройки находились в Вавилоне. В первую очередь это огромный дворец Навуходоносора 2 с "висячими садами" царицы Семирамиды, которые греки считали одним из чудес света. Самым же знаменитым сооружением был зиккурат, называвшийся Этеменанки, посвященный верховный богу города Мардуку. Высота зиккурата равнялась девяноста метрам, и именно его принято считать прототипом библейской Вавилонской башни. благодаря раскопкам знаем, как выглядел Вавилон. Город был обнесен высокой зубчатой стеной с башнями и воротами. За воротами находился храм бога Мардукас семиэтажной башней — зиккуратом. Единственное архитектурное сооружение Вавилона, сохранившееся до наших дней, - ворота богини Иштар - одни из восьми парадных въездных ворот, носивших имена восьми главных божеств. От каждого из въездов вела священная дорога к храму того же божества. ворота были частями храмовых комплексов, и вся территория города воспринималась как священное пространство. Ворота Иштар имели особое значение - от них мимо храма Мардука была проложена широкая Дорога процессий, по которой проходили торжественные шествия. Ворота представляли собой огромную арку, по четырем с торонам которой стояли высокие массивные зубчатые башни. Все сооружение покрывало глазурованный кирпич с рельефными изображениями священных животных бога Мардука. Благодаря цветовой гамме этот монумент выглядит легким и праздничным.
Древний Иран Персидский царь Кир II Великий (558— 530 гг. до н. э.), происходивший из династии Ахеменидов, сверг мидийского царя и присоединил Мидию к своему государству. Он не разрушил Вавилон, оттдавая должное его великому прошлому. Дворцы – отображение индивидуальности царей. Дворцы Ксеркса и Дария в Персополе, куда была перенесена столица Ахеменидов. Художественными центрами империи Ахеменидов были царские резиденции. Каждая представляла собой грандиозный архитектурно-скульптурный комплекс, в котором всё подчинялось главной идее — прославлению власти царя. Ансамбль в Пасаргадах— самый древний, и он плохо сохранился. Ансамбль включал в себя три основные постройки - масштабный вход-портал, по бокам которого в соответствии с ассирийской традицией стояли гигантские фигуры человекобыков; дворец для торжественных приёмов — ападану, дворцовое помещение для жилья — таджару. В Пасаргадах сохранилась гробница Кира, отдаленно напоминает месопотамский зиккурат. над входом размещался символ верховного бога Ахура-Мазды — большая сложной формы розетка (орнамент в форме цветка) с золотыми и бронзовыми вставками.
|