Введение. Связываетя обонятельные треугольники и парагипокампальные извилины
Связываетя обонятельные треугольники и парагипокампальные извилины. Располагается впереди столба свода.
Образование и отток ликвора Спиномозговая жидкость, liquor cerebrospinalis, заполняет субарахноидальное пространство головного и спинного мозга, продуцируется сосудистым сплетением боковых желудочков и в конечном счете попадает в венозую систему. Пути оттока: 1. Из бокового желудочка через межжулудочковые отверстия в третий желудочек 2. Из третьего желудочка через водопровод в четвертый желудочек 3. Из четвертого желудочка через срединную и две латеральные апертуры в подпаутинное простанство – мозжечково – мозговую цистерну 4. Из подпаутинного пространства через грануляции паутинной оболочки в венозные синусы твердой оболочки.
ЭНТОНИ ГИДДЕНС По общему мнению, Энтони Гидденс является сегодня наиболее широко цитируемым в мире современным социологом. Он автор более тридцати книг, которые были переведены примерно на 35 языков. Его первая работа <Капитализм и современная социальная теория> (<Capitalism and Modern Social Theory>, 1971) регулярно переиздавалась в течение более тридцати лет. Несколько других его книг стали академическими бестселлерами. Он автор известнейшего учебника по социологии*, который с момента первой публикации в 1988 г. был продан общим тиражом более 600 тыс. экз. Работы Гидденса выходят далеко за пределы собственно социологии. Он пишет о проблемах социальной теории, истории общественной мысли, классовой стратификации, об элитах и власти, нациях и национализме, о семье и личности. Среди его наиболее известных книг - <Новые правила социологического метода> (<New Rules of Sociological Method>, 1976), <Конституция общества> (<The Constitution of Society>, 1984), <Последствия современности> (<The Consequences of Modernity>, 1990), <Преображения близости> (<The Transformation of Intimacy>, 1992) и <Третий путь> (<The Third Way>, 1998). Особенно глубоко воздействие Гидденса на политику. Он популяризировал понятие <третьего пути> в политическом мышлении, и к его советам прибегали политические лидеры Азии, Латинской Америки и Австралии, а также США и Европы. Энтони Гидденс был одним из первых авторов, занявшихся в середине 1980-х гг. проблемами глобализации, и с тех пор продолжает работать над этой темой. Его лекции, прочитанные в рамках Программы Рейта на Би-би-си, помогли вывести дискуссии о глобализации на широкую аудиторию многих стран. Именно эти лекции легли в основу книги <Ускользающий мир>, которая теперь выходит в русском переводе и благодаря которой российский читатель сможет приобщиться к обсуждению острых проблем, связанных с глобализацией.
Ускользающий мир
Введение <Мир движется стремительно и приближается к концу>, - такие слова произнес архиепископ Вульфстан во время проповеди в Йорке в 1014 г. Подобные высказывания часто можно услышать и сегодня. Неужели надежды и страхи каждой эпохи - всего лишь повторение пройденного? Так ли уж отличается от прошлых времен мир, в котором мы живем, - мир конца XX столетия? Да, отличается. Существует немало объективных оснований считать, что мы переживаем важный с исторической точки зрения переходный период. Более того, затрагивающие нас перемены не ограничиваются каким-то одним регионом земного шара, они происходят почти повсеместно. Наша эпоха развивалась под воздействием науки, технологий и интеллектуального рационализма, возникших в Европе XVII и XVIII вв. Западную индустриальную культуру сформировали идеи Просвещения, высказанные в произведениях мыслителей, выступавших против влияния религии и догм и стремившихся заменить их более разумным подходом к реальной жизни. Философы-просветители исходили из простого, но весьма убедительного принципа. Чем больше мы способны объяснить мир и самих себя с рациональных позиций, считали они, тем больше сможем управлять историей в наших собственных целях. Чтобы овладеть будущим, нужно освободиться от привычек и предрассудков прошлого. Карл Маркс, чьи концепции в огромной степени основывались на идеях Просвещения, сформулировал этот принцип самыми простыми словами. Необходимо понимать историю, утверждал он, чтобы ее творить. Благодаря этому принципу Маркс и марксизм приобрели в XX в. самое широкое влияние. Согласно марксистской точке зрения, дальнейшее развитие науки и технологий сделает мир более стабильным и упорядоченным. С этим соглашались даже многие идейные противники Маркса. Так, писатель Джордж Оруэлл предвидел возникновение общества, обладающего достаточно высоким уровнем стабильности и предсказуемости, в котором все мы станем крохотными винтиками гигантского социально-экономического механизма. К такому же выводу приходили и многие мыслители-обществоведы, например знаменитый немецкий социолог Макс Вебер. Однако мир, в котором мы живем сегодня, не слишком соответствует их предсказаниям. Он не только не стал более <управляемым>, но, судя по всему, вовсе вышел из-под контроля - мир ускользает из рук. Более того, воздействие некоторых факторов, призванных, как предполагалось, сделать нашу жизнь более определенной и предсказуемой, в том числе научно-технический прогресс, зачастую приводит к противоположному результату. Так, глобальные климатические изменения и связанные с ними опасности, вероятно, являются следствием нашего вмешательства в окружающую среду. В борьбе с этими опасностями нам не обойтись без науки и технологий, но они же и способствовали возникновению самих этих опасностей. Возникают факторы риска, с которыми еще никому и никогда не приходилось сталкиваться, - взять хотя бы глобальное потепление. Многие из этих новых факторов риска и неопределенности затрагивают нас независимо от того, где мы находимся, принадлежим мы к привилегированным или обездоленным слоям. Они связаны с глобализацией - этим <пакетом> перемен, которому и посвящена книга. Наука и технологии тоже глобализуются. Подсчитано, что сегодня количество ученых в мире превышает общую цифру за всю историю науки. Но глобализация обладает и множеством других аспектов. Она вводит в действие другие формы риска и неопределенности, особенно те, что связаны с глобальной электронной экономикой - совсем недавно возникшим явлением. Как и в науке, риск здесь - палка о двух концах. Его не всегда следует сводить к минимуму: рискованные инициативы в сфере финансов и предпринимательства - это движущая сила глобализующейся экономики. Что такое глобализация, представляет ли она собой хоть сколько-нибудь новое явление - все это предмет оживленной дискуссии. На этих спорах я остановлюсь в главе 1, поскольку на них <завязано> многое другое. Но фактическое положение дел уже совершенно очевидно. Глобализация перестраивает наш образ жизни, и весьма основательно. Она надвигается с Запада, несет сильный отпечаток политического и экономического могущества Америки и приводит к крайне неоднозначным последствиям. Но глобализация - не просто господство Запада над всем остальным миром; она затрагивает Соединенные Штаты точно так же, как и другие страны. На повседневную жизнь глобализация влияет не меньше, чем на события мирового масштаба. Поэтому книга содержит подробный анализ проблем, связанных с проблемами секса, семьи и брака. В большинстве регионов мира женщины претендуют на большую самостоятельность, чем это было раньше; число работающих женщин неуклонно растет. Подобные аспекты глобализации не менее, а то и более важны, чем то, что происходит на мировом рынке. Они способствуют возникновению стрессов и напряженности, затрагивающих традиционный образ жизни и культуру в большинстве регионов мира. Традиционная семья оказалась под угрозой, ее характер меняется, и эти изменения будут продолжаться. Крупные преобразования происходят и в области других традиционных институтов, например, связанных с религией. Мир рушащихся традиций порождает фундаментализм. Главным сражением XXI в. станет конфликт между фундаментализмом и космополитической толерантностью. В глобализующемся мире, где информация и образы постоянно <путешествуют> по всему земному шару, мы регулярно вступаем в контакт с другими людьми, которые мыслят и живут не так, как мы. Космополиты приветствуют и воспринимают это культурное многообразие. Фундаменталисты считают его тревожным и опасным явлением. Идет ли речь о религии, этнической идентичности или национализме - они ищут прибежище в обновленной и <очищенной> традиции, а зачастую и в насилии. Есть основания надеяться, что космополитическая точка зрения победит. Терпимость в отношении культурного разнообразия и демократия тесно взаимосвязаны, а демократия сегодня распространяется по всему миру. За распространением демократии стоит глобализация. В то же время, парадоксальным образом, она демонстрирует ограниченность наиболее привычных нам демократических структур, а именно структур парламентской демократии. Необходима дальнейшая демократизация существующих институтов в соответствии с требованиями глобальной эпохи. Хозяевами своей истории мы никогда не станем, но найти способ <поймать> наш ускользающий мир можем и должны.
|