Искусство Голландии XYII века.Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте — из цветов и плодов, в Гааге — из рыбы. В Харлеме писали скромные завтраки, в Амстердаме — роскошные десерты, а в университетском Лейдене — книги и другие предметы для занятий науками или традиционные символы мирской суеты — череп, свечу, песочные часы.Питер Клас. Завтрак с ветчиной.Балтазар ван дер Аст. Натюрморт с цветами яблони. 1635 г.Биллем Клас Хеда. Завтрак с крабом. Биллем Калф. Десерт. Около 1659 г. 1648 г В 10х гг. XVII столетия в Харлеме сформировалась школа пейзажа. Её видными представителями были Эсайас ван де Велде (около 1590—1630), Питер Молейн (1595—1661), Ян ван Гойен (1596—1656) и Саломон ван Рёйсдал (около 1600—1670). В отличие от мастеров XVI в. они отказались от захватывающих панорам и сосредоточили всё внимание на скромных уголках сельской местности — долине, деревенской хижине или просто одиноком дереве. Значительную часть живописного пространства занимает небо — обычно низ кое, неяркое, с несущимися, клубящимися облаками, сквозь которые иногда пробивается скупой солнечный свет. С начала XVII столетия в голландской живописи развивалось новое направление — бытовой жанр. Любимой темой художников стали сиены из жизни «весёлого общества».Праздничный быт щеголеватых кавалеров и дам на этих полотнах полон иносказательных деталей — дань старонидерландской традиции. Чаше всего здесь скрываются прописные истины бюргерской морали. Так, ваза со льдом, в которой охлаждают вино, символизирует умеренность; обезьянка — дьявола, подстерегающего беззаботных гуляк .Искусство Голландии 17в. Преобладание бытового жанра в живописи («малые голландцы») «Золотой век в голландской живописи» "Малые голландцы" - Условное название, под которым подразумевают большинство голландских художников 17 в., писавших небольшие, тщательно отделанные картины. Художники писали картины целыми партиями, деля с торговцами доходы, и часто налаживали настоящий конвейер по их производству. В среднем голландский живописец, специализирующийся в «малом жанре» пейзажа, натюрморта, исполнял от двух до пяти картин в неделю. В подавляющем большинстве случаев индивидуальные различия стиля и манеры живописцев были не столь существенны и на первый план выступал жанр, сюжет и отработанная совместно стилистика школы. Обычным делом стала совместная работа различных художников над одной картиной — один писал небо, другой — зелень, третий — фигуры, а также изменение подписей художников с целью более выгодной продажи, бесчисленные повторения, тиражирование и варьирование наиболее удачных с коммерческой точки зрения картин, дописывания, подновления и переделки старых. Но удивительно, несмотря на свои малые размеры и специализацию живописцев, вынужденных как и все ремесленники, чутко реагировать на вкус публики и характер спроса, картины «малых голландцев» — подлинные жемчужины мировой живописи. Они отличаются отточенностью формы, ясностью композиции, цветовых решений и ювелирной техникой. Черные лакированные рамы придают им еще большую красоту. С начала XVII столетия в голландской живописи развивалось новое направление — бытовой жанр. Любимой темой художников стали сиены из жизни «весёлого общества». Праздничный быт щеголеватых кавалеров и дам на этих полотнах полон иносказательных деталей — дань старонидерландской традиции. Чаше всего здесь скрываются прописные истины бюргерской морали. Так, ваза со льдом, в которой охлаждают вино, символизирует умеренность; обезьянка — дьявола, подстерегающего беззаботных гуляк. Питер де Хох («Хозяйка и её служанка», «Женщина, чистящая апельсин», «Солдаты, играющие в карты»), Якоб Рейсдал («Площадь в Амстердаме», «Две водяные мельницы», «Волнорез», «Еврейское кладбище», «Мельница в Вейке»), Питер Клас («Натюрморт с черепом», «Натюрморт с тортом»), Геррард Терборх («Мальчик, ищущий блох у собачки», «Семья точильщика»), Адриан Остаде («Комната в крестьянском доме», «Крестьянские пляски у гостиницы»), Ян Стен («Течение жизни», «Аргумент в карточной игре», «Жители Делфта»). Каждый из них, как правило, специализировался в каком-либо одном жанре. Их дар видеть красоту и поэзию в обыденном, умение в изображении незатейливой бытовой сценки, набора предметов, уголка природы показать величие Бытия до сих пор восхищают зрителей. В пейзажах голландские художники воспевали неброскую красоту своей родины – однообразные равнины с ветряными мельницами, пастбища и прибрежные бухты, тусклый свет пасмурного дня, неспешное движение облаков по небу. В Голландии впервые появилась марина – морской пейзаж. Крупнейшим представителем анималистического жанра был А. Кёйп.
|