Студопедия — Динамика культуры. Вопросы для обсуждения:
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Динамика культуры. Вопросы для обсуждения:






 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Понятие «культурной динамики».

2. Основные факторы и механизмы культурной динамики. Основные формы межкультурных контактов.

3. Модели социокультурной динамики.

4. Историческая типология культур.

 

Приступая к изучению данной темы, надо усвоить, что культура – явление постоянно изменяющееся под влиянием множества факторов. Динамикой культуры (культурной динамикой) обычно принято обозначать целостный, упорядоченный процесс изменения культурных систем, имеющий стадиальность и определенную направленность.

Первые научные представления о культурной динамике появились в европейской мысли XIX века. Правда, сам термин «динамика» еще не употреблялся. Говорили о постепенно закономерном развитии общества и культуры, предполагая культурные изменения как движение от простого к сложному. Начиная с ХХ века, происходит расширение представлений о характере и направленности изменений в культуре. Теперь под динамикой культуры понимают не только развитие, но и любые трансформации культуры, в том числе кризисы, возврат к старому, полное исчезновение и т.д.

Основными факторами, влияющими на динамику культуры являются:

- природный фактор, так как культура в значительной степени зависит от природных условия, в которых она существует и изменение которых неизбежно вызывает процессы трансформации культуры;

- социально-экономический фактор, который включает не только уровень развития и характер экономики, но и благоприятный (или неблагоприятный) экономический и политический климат в обществе, что может стимулировать или сдерживать творческую активность личности и т.д.

- фактор, связанный с политической организацией общества и политическим режимом, которые влияют на систему управления культурными процессами и институтами;

- фактор взаимодействия культур между собой, который может выражаться в различных формах межкультурных контактов: диалог равноправных культур, который ведет к взаимному обогащению культур; адаптация отдельных инородных элементов, заимствованных из других культур, к собственным культурным традициям; трансформация культуры как реакция на сильное внешнеевоздействие (например, крутой поворот в древнерусской культуре в результате христианизации); культурная интеграция, которая ведет к созданию новой синтетической культуры, являющейся общим детищем предшествующих культур (например, возникновение средневековой европейской культуры было результатом интеграции античных традиций, христианства и культуры варваров, населяющих Европу); эрозия культуры и ее разрушение, если сильномувнешнему воздействию подвергается культура, не имеющая достаточного «запаса прочности», не способная к сопротивлению или собственной трансформации; открытая конфронтация, борьба культур, если каждая обладает необходимым «запасом прочности»; и т.д.

- фактором, вызывающим культурную динамику, является и внутренняя логика развития отдельных элементов культурной системы; так, открытие ученого может послужить толчком к последующим исследованиям и открытиям, даже если сам ученый не хотел бы этого, опасаясь негативных следствий для человека и человечества, для культуры человечества;

- фактором культурной динамики могут являться и противоречия, свойственные вообще общественному развитию: противоречие между индивидуальным характером деятельности и надындивидуальным существованием результатов этой деятельности; между свободой творчества и нормированностью творческой деятельности; между статикой как состоянием покоя, неизменности общества и постоянного движения в общественной жизни; между традицией как формой закрепления и сохранения достигнутого и постоянным новаторством; и т.д.

Осмысливая процессы культурной динамики, исследователи пришли к выводу, что направленность культурных изменений может иметь два основных типа - линеарный и циклический. Первый представляет собой процесс последовательного и необратимого изменения уровня сложности и организованности культуры. Эта линеарная модель культурной динамики может быть графически представлена в виде «стрелы времени», хотя ее направленность в разных модификациях модели была различна: а) прогрессивная модель, когда происходит постоянное развитие культуры (И.Гердер, марксизм, К.Ясперс и др.); б) эволюционистская модель подчеркивает единство и неизменность человеческой психики, что выражается в одинаковости черт культуры всех народов и эпох (Э.Тайлор и др.); в) реверсивная модель, представляет собой постепенную деградацию культуры, человека и общества («стрела времени» обращена в прошлое в работах Ж.-Ж. Руссо и др.). Модификации линеарной модели возможны и в зависимости от того, что признается источником и целью изменений в обществе и культуре. Циклическая модель представляет собой последовательность повторяющихся фаз или состояний в культурной системе: а) модель круговорота предполагает постепенное развитие культуры человечества от примитивных форм к сложным и совершенным, но конечный момент в этом процессе – кризис культуры, который возвращает ее к исходным формам, и все повторяется вновь (Г.Зиммель и др.); б) модель круговорота, которая относится к отдельным культурно-историческим типам (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер и др.); в) вариантом циклической модели является инверсия, при которой изменения идут не по кругу, а совершают маятниковые колебания от одного полюса культурных ценностей к другому и т.д.

Помимо двух «чистых» форм культурной динамики реальный ход истории демонстрирует модели, синтезирующие в себе черты и фазы двух основных. К ним относятся: а) д евиантная модель (Л.Уайт, А.Кребер и др.), которую можно изобразить в виде ветвящегося дерева, где ствол – магистральная линия развития общества и культуры, а ветви – отклонения от нее, позволяющие объяснить специфику отдельных культур, отошедших от главного направления; б ) волновая модель (П.Сорокин и др.) сочетает циклические и линеарные процессы изменения, обратимые и необратимые; в) синергетическая модель – одна из последних моделей динамики культуры, которая перенесла на культуру законы самоорганизации систем. С точки зрения синергетики любая открытая неравновесная система в своем развитии проходит два этапа. Первый этап – плавное эволюционное развитие системы с возможностью вернуться в прежнее состояние при прекращении определенного внешнего воздействия. Второй этап – скачок, моментально переводящий систему в качественно новое состояние. В этот момент бифуркации (ветвления) происходит реализация одной из существующих возможностей, и возврат к исходному состоянию уже не возможен. Причем выбор возможности случаен, определяется случайным стечением обстоятельств.

В основе культурологического исследования истории мировой культуры лежит историческая типология культур – выделение в мировой истории отдельных исторических периодов и эпох, в рамках которых возникали и функционировали различные конкретно-исторические типы культур, определение места этих культур в культурно-историческом процессе. В современной культурологии существуют следующие принципы выделения исторических типов культур: (1) географический – локализация культур в географическом пространстве; (2) хронологический - локализация во времени: выделение самостоятельных этапов в историческом развитии культур; (3) национальный – изучение отличительных черт культуры на всем протяжении ее исторического развития.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 855. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия