Студопедия — АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. ЮНГА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. ЮНГА






К. Юнг выделил различные психологические типы личности, определяющиеся преобладанием той или иной из основных психических функций: ощущения, мышления, чувствования и интуиции. Соответственно выделяются сенсорный, мыслительный, этический и интуитивный личностные типы. Каждая из предложенных моделей личностных типов характе­ризовалась посредством раскрытия специфики способов их взаимоотноше­ния с миром.. Мыслительный и этический типы были отнесены К. Юнгом к рациональным, а сенсорный и интуитивный — к иррациональным. К. Юнг ввел еще одно важное различение в характеристику способа бытия личности — “экстраверсия-интроверсия”, восходящее к его ранним поло­жениям о “законе” или “принципе противоположностей”, согласно которо­му энергия, движущая личностью, вырабатывается из противоположно на­правленных сил. Далее К. Юнг ввел понятие “психея”, которое охваты­вает личность как целостность. Согласно К. Юнгу, “психея” — это все не­физическое пространство, составляющее свою собственную реальность. В пределах “психеи” циркулирует “жизненная энергия”, либидо, движение которой подчиняется принципам эквивалентности, энтропии и противопо­ложностей. Иначе говоря, любой дисбаланс в распределении энергии вы­зывает компенсаторные тенденции. Целостная структура “психеи” включает следующие компоненты: внут­ренний мир, внешний мир, анимус (анима), тень, самость (self), Эго, пер­сона (маска), личное бессознательное, коллективное бессознательное (архетипы) и сознание. Причем “маска” и Эго принадлежат к области сознания.

Собственно “Я” (Эго), по К. Юнгу, — это комплекс репрезентаций, состав­ляющий центр поля сознания, обладающий весьма высокой степенью устойчивости и идентичности**Отметим попутно, что у К. Юнга термин “комплекс” означает сочетание мыслей, объединен­ных одним чувством.*. Ясно, что Эго для К. Юнга — часть “пси­хеи”. Маска (персона) — верхний слой, фасад личности. Данная инстанция включает в себя социальные роли, стиль поведения, предпочитаемую внешность — это облик и лик человека, которые тот представляет другим. Личное бессознательное — зона, смежная с Эго. Она включает в себя за­бытые переживания, которые тем не менее могут актуализироваться. По­знается оно, как и у З. Фрейда, через иносказание. Коллективное бессознательное,по К. Юнгу, — это “кладовая мировых процессов, отложенных в структуре мозга и симпатической нервной систе­мы, составляющих в своей совокупности вневременной и вечный образ мира, в противовес нашей сознательной одномоментной картине мира”. Архетипы — коллективные общечеловеческие представле­ния универсального порядка, определяющие специфические человеческие (как вида) способы поведения и темп переживаний. Архетипы (они же “имаго”, “коренные имиджи”, “доминанты”, “поведен­ческие паттерны” в терминах К. Юнга) бывают двух типов: персонифици­рованные (например, анимус — анима) и трансформирующиеся (например, самость). Примеры архетипов: Отец, Бог, Дева, Герой, Дитя. Анимус (у женщин) — анима (у мужчин) являются архетипами, воплоща­ющими мужское и женское начало у лиц соответствующего противополож­ного пола. “Тень” — архетип, представляющий “темную”, “низкую”, греховную ин­станцию личности. Если провести аналогию с З. Фрейдом, “тень” соответ­ствует сексуальным инстинктам. Для К. Юнга “тень” — то неприятное че­ловеку в самом себе, что он прячет от самого себя и от других. Вместе с тем К. Юнг полагал, что “тень” оказывает и положительное влияние на че­ловека не только самим фактом принятия ее, но и тем, что может транс­формироваться в положительном направлении, коль скоро ее содержание признается естественным, “легальным”. “Самость”. Это, по К. Юнгу, центральный архетип в структуре личности. Архетип упорядоченности и целостности личности. К. Юнг писал: “...са­мость есть качество, превосходящее сознательное Эго. Оно охватывает не только сознание, но и несознательную психею, и, следовательно, является, так сказать, личностью, которой мы также пребываем” (Young, p. 398). Са­мость, в сущности, — это архетип потенциала человеческой личности, ко­нечная цель самоосуществления. (Как явствует из характеристики и формулировки самости, именно к этой идее К. Юнга вос­ходят современные концепции самореализации, столь популярные в различных направле­ниях мировой психологии, в особенности в гуманистическом).

Стадии развития.

Досексуальный период (0-3 лет) На этой стадии сексуаль­ный инстинкт незначим. Основная характеристика периода — функция кормления и физического (равно как и психического) роста. Жизнь инди­вида характеризуется беспроблемностью в связи с тем, что примитивному сознанию не доступны серьезные противоречия.

Предпубертатный период. От трех — пяти лет (хотя индивидуальные раз­личия весьма существенны) до десяти — тринадцати лет. Основные задачи этого периода — расширение объема сознания за счет обучения и посте­пенное, хотя и неполное, обретение автономии по отношению к семье. Очень важно, что ребенок во многом отождествляет себя с домом своих ро­дителей и с зависимостью себя от них. В этот же период получают началь­ное развитие сексуальные инстинкты. В отличие от З. Фрейда, К. Юнг не выделял в качестве специфических инцестуальные детские влечения, хотя допускал их появление в это время как проявление чистой возможности.

Пубертатный период. От десяти — тринадцати до девятнадцати — двад­цати лет (у девушек) и до двадцати пяти (у юношей). Кстати говоря, по­добное, не обусловленное физиологией продление периода — свойствен­ная К. Юнгу тенденция к значительному расширению пространства жизни; это связывают с его психотерапевтической установкой не дать клиенту по­чувствовать, что он, так сказать, “уже за холмом”. В данный период на ин­дивида ложится не только тяжелое бремя сексуальности, но и проблемы социального самоопределения и самоутверждения. Подросток и юноша сталкиваются с противодействием и различными влияниями родителей, встают перед необходимостью выбора жизненных путей. Впервые возни­кает опасность одностороннего развития.

Юность. От двадцати — двадцати пяти до тридцати пяти — сорока лет. Это стадия, когда, по словам К. Юнга, индивид должен “проложить свою соб­ственную дорогу” в жизни, в противном случае его ожидают психологи­ческие проблемы. Общими направлениями и содержанием активности в этот период являются создание семьи, заведение детей и обустройство соб­ственного дома, равно как решение вопросов служебного преуспевания и профессионального совершенствования. Специальные проблемы периода заключаются в “преодолении очарования материнской анимой” — для мужчин или “анимуса отца” — для женщин. В целом же это период возрас­тающей ответственности и возрастающего сознания (знания, смысла).

Средний возраст. После сорока лет, когда наступает вторая половина жиз­ни. По К. Юнгу, своеобразие данного периода в том, что уже прожито дос­таточно много, но смысл жизни оказывается еще не раскрыт — он не ис­ключительная принадлежность сознания. Закончилось вбирание мира в себя и начинается время углубления в свою внутреннюю природу. Это время пожинать плоды своих прошлых усилий.

Старость. За пределами шестидесяти — шестидесяти пяти лет необходи­мо принять свой возраст как “старость”, поскольку такова реальность жиз­ни. К. Юнг интересовался этим периодом жизни человека едва ли не боль­ше остальных представителей психологии цивилизации.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 486. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия