Студопедия — Социальная философия в России
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социальная философия в России






Понимание особенностей развития социальной мысли России требует учета своеобразия русского национального характера, его духовных ориентации, «духа народа». Видимо, поэтому в социальной философии России преобладают психологические и культурологические тенденции, повышенное внимание к ценностям.

Особенности российской социальной мысли:

а) органический подход к обществу. Он заклю­чается в стремлении представить мир как некое иерархическое целое, где общество и человек хотя и своеобразные, но только элементы. Этим опре­деляется склонность мыслителей России к широчайшим социологическим обобщениям на основе описания всемирной социальной эволюции и прин­ципа единства микрокосма и макрокосма.

б) Этим определялось и своеобразие гносеологических посылок россий­ской социальной мысли. В. отличие от заложенной Р. Декартом европей­ской традиции выносить субъект познания за пределы бытия (объекта) общественная мысль России рассматривает, как правило, субъекта внутри бытия. Бытие же понимается как непрерывное становление социальности и ее субъекта, а соответственно познание бытия выступает как самопозна­ние субъекта, и, следовательно, процессы познания и преобразования бы­тия фактически совпадают.

в) стремление найти и обосновать общезначимый социальный идеал, руководствуясь ко­торым можно освободить общество от нарушающих его органичность тен­денций и ориентировать его для достижения органической це­лостности. Поэтому столь большое внимание исследователи уделяли русской общине, усматривая в ней орга­ническое начало, опора на которое позволит реализовать самобытный рус­ский путь социальной эволюции.

г) прикладная направленность социальной мысли, стремление найти истину ради спасения общества. Россия находится на стыке двух великих цивилизаций, называемых Западом и Востоком. Изначально в отечественной культуре столкнулись два мировых потока истории: европейский и азиатский. Российское государство никогда не было ни только западным, ни только восточным. Россия всегда имела собственную, отличную от других народов историческую судьбу. Россия была, с одной стороны, мостом между Востоком и Западом, с другой стороны – барьером, разделяющим Запад и Восток и предохраняющим их от столкновения друг с другом (Россия остановила великое нашествие монголо-татарских орд на Запад, два столетия противостояла турецкой империи, в то же время Россия остановила католическую экспансию Запада на Восток и не дала развернуться крестовым походам по всему континенту).

Социально-философская мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки.

Испытывая влияние со стороны различных течений западной социальной философии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. В развитии социальной мысли в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый этап - с середины XIX века до 1918 года, второй - с начала 20-х годов до конца 50-х годов, третий - с начала 60-х годов до наших дней.

Первый этап, прежде всего, связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П.Л. Лавров (1829-1900) и Н.К. Михайловский (1822-1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название «субъективной социологии». Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П.Л. Лаврова (1870 г.). В центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Личность в концепции субъективных социологов выступает не только главной движущей силой общества, но и мерилом общественного прогресса. Полноценное развитие личности, по мысли субъективных социологов, возможно только в рамках социализма.

Заметное место в социальной науке того периода занимаютработы М.М. Ковалевского (1851-1916). Ведущую роль в своей теории об обществе М.М. Ковалевский отводит учению о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народом. Одной из основных задач М.М. Ковалевский считал выявление сущности солидарности, описание и объяснение многообразных ее форм. В своих многочисленных работах М.М. Ковалевский активно использовал и развивал сравнительно-исторический метод. М.М. Ковалевский верил, что с помощью сравнительно-исторического метода через «параллельное изучение фактов и явлений общественной эволюции народов можно выявить общую форму поступательного движения общественной жизни».

На втором этапе продолжается развитие социальной философии. В 20-х годах издается обширная литература об обществе; наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян. В этой области наиболее плодотворно работали А.К. Гастев, С.Х. Струмилин, А.Ф. Журавский и др. В тот же период активно разрабатывались социальные проблемы города народонаселения и миграции (Н. Аи цифиров, А. Годулов, Б. Смулевич и др.), социальные проблемы культуры (И. Загорский, Н. Троянов ский, Р. Елизаров).

В настоящее время существует ряд академических, вузовских и независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в самых различных областях общественной жизни.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 415. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия