Студопедия — Механизмы творчества с точки зрения D. Winnicott
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Механизмы творчества с точки зрения D. Winnicott






Большой вклад в развитие представлений о психологии творчества с психоаналитических позиций внес также Д. Винникотт (1980,1988). Его идеи о «первичной материнской заботе», «игровой арене», «транзитных объектах» и «транзитных феноменах» представляют особый интерес для арт-терапевтов, применяющих их для разработки тех представлений, которые характеризуют роль арт-терапевта, как посредника в динамической коммуникации пациента с продуктами своего творчества и гаранта «безопасного психотерапевтического пространства», необходимого пациенту для психотерапии, творчества и личностного «роста». Поясним кратко содержание этих важных понятий.

Вклад Д. Винникотт связан, в частности, с тем, что он смог разработать теоретический подход к описанию тех форм психического опыта, которые формируются на стыке внутренней и внешней реальности. Эти формы психического опыта имеют принципиальное значение для развития креативности, различных игровых форм деятельности, включая и изобразительное искусство. Их можно определить как результат «встречи» и взаимодействия мышления и чувств, сознания и бессознательного, первичных и вторичных психических процессов. Интерес к этим формам психического опыта закономерно проявился у Д. Винникотт, начавшего свою деятельность в качестве педиатра и получившего вскоре психоаналитическую подготовку. Он пытался разобраться, какую роль имеют отношения матери и ребенка, а также особенности внешней среды, окружающей последнего, для его психического развития.

Одно из важных понятий, которые Д. Винникотт сформулировал в результате своего изучения ранних отношений матери и ребенка, это понятие о «первичной материнской заботе». В течение первых месяцев жизни ребенка у матери формируется способность идентифицировать себя с беспомощным младенцем благодаря актуализации следов своего собственного детского опыта. Мать также является, по его мнению, первой «средой» в жизни ребенка. Лишь мать, достаточно хорошо справляющаяся со своими функциями заботы о новорожденном, способна обеспечить его нормальное психическое развитие.

По мере того как ребенок развивается, роль матери постепенно изменяется, и ее способность к идентификации с потребностями ребенка постепенно редуцируется. При этом начинает формироваться так называемое «игровое пространство». Этим понятием он обозначает те формы промежуточного психического опыта, которые формируются у ребенка по мере его отделения от матери, когда он не достигает еще достаточно четкого ощущения объективной реальности: она смешивается с иллюзорными феноменами, отражающими первичные психические процессы. При этом большая роль принадлежит «транзитным феноменам» и «транзитным объектам», то есть объектам, к которым у ребенка имеется особо сильная привязанность, из-за того что они, по-видимому, напоминают ему о матери (некоторые игрушки, край одеяла, бутылочка и др.). «Транзитные объекты», по убеждению автора, являются основой для развития символического мышления. Достигая определенной степени контроля над этими объектами, ребенок развивает в себе способность свободно манипулировать ими. Отношения ребенка с этими объектами аффективно насыщены. Используя их, он получает определенное удовольствие.

В связи со своими представлениями о «транзитных объектах» и «транзитных феноменах» как основе для формирования символического мышления и разнообразных форм игровой и творческой деятельности, Д. Винникотт усовершенствовал игровую технику М. Кляйн, используя ее для своей психоаналитической работы с детьми. Он также попытался применить эти понятия для теоретического обоснования природы изобразительного творчества и искусства в целом, а также для характеристики психотерапевтических отношений.

Он проводит четкую грань между фантазиями и игрой. Первые рассматриваются им как чисто иллюзорный способ удовлетворения потребностей, не предполагающий какого-либо взаимодействия с объективной реальностью. Игра же протекает в пространстве между внутренней и внешней реальностью, а потому ведет к развитию способности взаимодействовать с ними обеими. Игра есть «деятельная» форма психической активности, позволяющая контролировать объекты. Кроме того, она неизбежно ведет к развитию коммуникативных навыков и в значительной мере может рассматриваться как основа для построения психотерапевтических отношений. Д. Винникотт пишет, что «психотерапия протекает в месте соединения двух областей игры. Одна из них является областью для игры психотерапевта, другая — для пациента. Психотерапию поэтому можно определить как совместную игру двух людей» Д. Винникотт (1988, с. 44).

По мнению Д. Винникотта, игровая деятельность является основой для накопления культурного опыта и развития навыков творческой деятельности. Ее можно рассматривать и как свойство жизненного процесса, в широком смысле слова.Онполагает, что атмосфера игры присутствуеттам, где удается достичь состояния «бесформенности», прикотором отсутствует четкое сознание цели деятельности.

Таким образом, благодаря работам Д. Винникотта удалось приблизиться к ответу на те вопросы, на которые был неспособен ответить классический психоанализ: что такое культурный опыт, каковы основы для его формирования, в чем заключается природа творческой, в том числе изобразительной деятельности и некоторые другие.

Хотя он не пользовался в своей психоаналитической практике с детьми теми приемами, которые можно было бы назвать собственно арт-терапевтическими, его работы стали настольными книгами для многих арт-терапевтов и послужили удачным теоретическим обоснованием механизмов психологической работы. Так, например, арт-терапевтами было взято на вооружение представление об изобразительной деятельности как игре.

С этой точки зрения представления исследователя находят дополнение в представлениях Ж. Пиаже (1951) о различных видах игровой деятельности, которые он связывает с разными стадиями психического развития ребенка («сенсомоторные», «символические игры» и «игры с правилами»). Все эти виды игровой деятельности проявляются в арт-терапевтической работе следующим образом.

«Сенсомоторные игры» так или иначе используются в изобразительной работе за счет того, что она связана с освоением возможностей того или иного изобразительного материала, формированием исходных навыков обращения с ними. Наиболее существенным этот вид игровой деятельности может быть на начальных этапах арт-терапевтической работы, когда пациент испытывает неловкость и страх перед использованием изобразительных материалов. Он также может быть основным видом деятельности при ра­боте с некоторыми группами пациентов, например пациентами с умственной отсталостью.

«Символические игры» являются обязательным элементом любого творчества, поскольку язык искусства глубоко символичен, а цвет, формы, линия, объем и другие его изобразительные элементы обладают глубоким и многозначным смыслом, хотя он зачастую может и не осознаваться. Арт-терапия апеллирует к символической функции изобразительного искусства, поскольку она является одним из факторов психотерапевтического процесса, помогая пациенту осмыслить и интегрировать материал бессознательного, а арт-терапевту — судить о динамике этого процесса и происходящих в психике пациента изменениях.

Третий вид игровой деятельности — «социальные игры» или «игры с правилами» — наиболее значим при осуществлении групповых форм психологической работы, которые предполагают использование определенных норм группового поведения, в том числе в процессе совместной творческой деятельности участников группы.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 573. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия