Студопедия — СОФИСТЫ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СОФИСТЫ






• и*;,;;>н'

Древнегреческое слово soflstes обозначало масте­ра, художника, создателя, изобретателя, мудреца. Но со второй половины V в. до и. э. это слово приобре­тает специальный смысл. Софистами стали называть плат! 1ых учителей философии, красноречия (ритори­ки) и искусства спора (эристики). Позднее Платон вложил в это слово предосудительный смысл, а Арис­тотель подверг критике метод софистов с позиций со­зданной им логики. Однако следует иметь в виду, что - ро второй половине V в. до н. э. деятельность софистов была прогрессивна и отвечала потребностям демо­кратического общества, в котором убеждение, а тем самым слово и умение владеть им были жизненно важны.

Софисты не представляли единой школы. Они соперничали друг с другом. Однако их объединяли не только внешние черты (профессиональное пре­подавание), но и метод философствования. Глав­ный вопрос, интересовавший софистов, — как от­носятся к окружающему нас миру наши мысли о нем?

Софисты были истинными родоначальниками греческой философии нравственности, ибо они первые поставили себе задачей не только толко­вание греческой жизни и частичное исправление этических понятий, но и критику самих основ этики.

Может быть, субъективизм и есть ложное фило­софское направление, однако для того, чтобы от­крыть ложность его, необходимо было серьезно стать на субъективную точку зрения и вывести из нее

все то, что в ней заключено. Это сделали софисты,; и в том их великая заслуга. Без них не было бы и Со-? крата.!

Уже в древности различали два поколения со-г фистов-. старшее, к которому относились с уваже-j нием (Протагор, Горгий из Леонтин, Продик из Хиоса и Гиппий из Элиды), и младшее, по преиму­ществу практическое направление риторов и ад­вокатов.

Протагор, примыкая к учению Гераклита о веч­ном становлении, пришел к мысли об относитель­ности человеческого познания, т. е. к мысли о том, что общепризнанной и неизменной истины для человека быть не может. Горгий из Леонтин, согла­шаясь с субъективизмом Протагора, придал ему форму абсолютного скепсиса, т. е. он стал учить, что ничего нет и что если бы нечто и существова­ло, то оно было бы непознаваемо. Само собой ра­зумеется, что принцип такой важности, как субъек­тивизм, требовал применения его ко всем сферам бытия и мысли, в том числе и к религиозной и эти­ческой, которые тесно между собой связаны. Уже Протагор указывал на трудности исследования во­просов религии. Продик, применивший к этике софистическую точку зрения, старался объяснить возникновение религиозных представлений из психических условий человеческого сознания, в то время как младшие софисты прямо стали утверж­дать, что религия есть изобретение умных людей, сочиненное ради порабощения толпы. Так как ре­лигиозные представления у греков служили осно­вой нравственных, то софистам, как, например, Продику и Гиппию, естественно, пришлось напра­вить свою критику и на нравственные понятия. Из принципа субъективизма вытекало положение, что добро не может иметь абсолютного значения, а только то, которое добру приписывает или инди­видуальный человек, или же государство. Относи­тельность понятия добра наглядно подтверждает­ся тем обстоятельством, что понимание его у лю­дей различно: даже законодатели понимают добро

различно, следовательно, и государство признает изменчивость этического содержания. Если добро не от Бога и не абсолютно, то кто же определяет, кто устанавливает критерий добра, или, как теперь принято выражаться, в чем санкция добра. Субъек­тивизм на это может дать, не нарушая своих прин­ципов, только один ответ, а именно: человек уста­навливает добро и санкционирует его; отсюда мож­но сделать выводы с более или менее радикальной окраской. Действительно, у различных представи­телей софистики мы встречаемся с выводами раз­личного характера, зависящими от различного по­нимания природы человека. Очевидно, что если брать человека со стороны его общей психической природы, то можно прийти к некоторому обоснова­нию этики; если, наоборот, настаивать на том, что человек как индивид нисколько не связан с други­ми существами, т. е. если настаивать на произволе человека, тогда общечеловеческая этика окажется невозможной и добро окажется выгодой сильней­шего.

Младшее поколение софистов, к которому при­надлежали Тразимах, Калликл, Пол, Дионисодор и Эвтидем и др., принципиально ничего не приба­вило к учению старших софистов. Они вывели толь­ко некоторые частные следствия из общих прин­ципов, например, из субъективности этических норм они заключили, что справедливым в государ­стве считается то, что выгодно сильнейшему, что лучше быть несправедливым, чем терпеть неспра­ведливость. Стоя на этой точке зрения, можно бы­ло признать относительное значение государства как организации лиц, держащих власть в своих ру­ках. Другая часть софистов прямо отрицала всякое право за государством и проповедовала индивиду­альный анархизм. В диалогах Платона, в особен­ности в 1-й книге его «Политики», мы находим бо­гатый материал для характеристики младших со­фистов.

Произведения софистов до наших дней не дошли; о софистах мы можем судить лишь по изображению

их учения Платоном, Аристотелем и др. Приведен­ные ниже фрагменты переведены А О. Маковельским (кроме отмеченных особо) и заимствованы из его книги «Софисты» (Баку, 1940). Подбор фрагментов выполнен А. Н. Чанышевым.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 387. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия