Студопедия — ТОКТОГУЛ САТЫЛГАНОВ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТОКТОГУЛ САТЫЛГАНОВ






Токтогул Сатылганов (1864—1933) — выдающийся киргизский поэт (акын), выразитель интересов, дум и чаяний широких бед­няцких масс, демократ. В противоположность реакционным акы­нам народный акын Токтогул выступил против феодалъно-байской эксплуатации, биче­вал манапов, баев и царских сатрапов. В песне «Пять ка­банов» он с исключительной силой изобразил алчность и коварство манапов, являв­шихся холопами царизма.

Творчество Токтогула на­сыщено антифеодальными, антиклерикальными идеями. Правдиво отражая жизнь, он высказывал отдельные сти­хийно - материалистические взгляды на явления приро­ды; воспевал честность, друж­бу, преданность народу, тру­долюбие, скромность, сме­лость.

Выдержки из произведе­ний Токтогула подобраны ав­тором данного вступительного текста Ш. Ф. Мамедовым по изданию: Б. Аманалие в.

Социально-политические и философские идеи Токтогула и Тоголок-Молдо. Фрунзе, 1963.


[СОЦИОЛОГИЯ]

Отряд из пяти кабанов, Грабите вы бедняков! [...] Вы не щадите народ, Кровь его пьете и пот

(стр. 29).

Да будет проклят бай — Бедняку за труд не платит он. Да будут прокляты манапы, Вместо овец людей они едят. [...] Волостной, что яришься ты? Над народом глумишься ты, Угнетен тобой человек! [...] Как здесь правишь порядок ты, Коль бесчестен и гадок ты, До наживы лишь падок ты!.. Ведь бессовестней вора ты, Если в самый бесхлебный год Беспощадно у бедноты Ты последний уводишь скот

(стр. 51).

Будь же проклят жестокий хан, Кровь его да хлынет рекой, Да падет он от жгучих ран, Нанесенных гневной рукой. Мне отныне чужда боязнь, —< Уничтожив своих врагов, Буду я на любую казнь, На любую гибель готов. Хан умрет, и визирь умрет, Будет счастлив простой народ

(стр. 95).

У тебя, мой бедный народ, Плечи согнуты, скован рот. [...] Я гляжу на тебя, мой род, И струятся слезы из глаз — На кого покидаю вас? [...] Народ благородный мой! Замучен твой соловей, Но всех ему ран тяжелей Глухая разлука с тобой!

(Стр. 191-192)

При прощании Семён сказал мне: Придет справедливое время, Сбудутся твои желания, Порвутся сети тирании, Падет в конце концов Со своего трона белый царь, Время изменится так, что


Будет различаться я черное и белое,

Получим мы освобождение [...]

С оружием в руках

Пойдем на царя-злодея,

Сметем с лица земли,

Уничтожим его потомков

(стр. 101).

Когда будут уничтожены грабители,

Когда придет время

С ярким солнцем, без туч,

Когда бедняки и батраки

Увидят свое счастье,

Я в этот день

Умру без сожалений

(стр. 193).

Все виды на земле

Берут свое начало из текучей воды,

Тысячи разноцветных растений

Берут свое начало из текучей воды. [...]

Все живые существа

Берут свое начало из текучей воды. [...]

Воздух, приносящий прохладу,

Берет свое начало из текучей воды

(стр. 110).

Если б конь да не слабел,

Если б юный не старел,

Если б всем живым досталась

Жизнь хорошая в удел!

Если бы красный цвет не блек,

Если б вечно цвел цветок,

Если б вечно стан подруги

Был и строен и высок!

Если б не линял атлас,

Если б смерть боялась нас,

Если б людям стал неведом

Похорон печальный час!

Если б травам не скудеть,

Если б взорам не тускнеть,

Если б девушкам румяным

От заботы не желтеть!

Не стареть бы, а цвести

После двадцати пяти!

Если б собственной рукой

Мир прекрасный возвести!

Если б счастлив был народ,

Если б не было сирот,

Если б знать, что мы бессмертны:

Как хорошо, кто не умрет!

В детстве полон мир услад.

Ты цветешь, и ты крылат.

Из могилы дивной жизни


Не вернешься ты назад. Конь, — утратишь быстроту, Меч, — утратишь остроту, Не вераешь себе ты снова Этой жизни красоту. [...] Шелка, нарядные курме Надевайте, девушки, Пока наряды на уме — Щеголяйте, девушки! Пока прекрасны ваши дни — Расцветайте, девушки! Не возвратятся вновь они, Так и знайте, девушки! [...] А в старость цвести опять Вы не надейтесь, девушки. Навек заснете под землей, И вас покроет дерн сырой

(стр. 121—122).

[...] Есть шпаны у нас, говорят [...],

Из аила в аил бредут;

Если шкуры с нас не сдерут,

Плохо спится им, говорят [...].

Для ишана калпа иной —

Дорогой дружок, говорят. [...]

Пребольшой мешок, говорят,

У калпы за спиной!

Обдирают народ они,

Только байский чтут род они,

И от злой толпы, говорят,

Под полой калпы, говорят,

Отсиделся бай не один.

И не стоящие хвалы

Есть у нас, говорят, муллы,

Стыд забыв, говорят, и срам,

Деньги тащит со всех имам.

Не скудеет ишана мошна,

И богат побора улов:

Из десятка бараньих голов

В дар ишану идет одна.

На земле, поживившись всласть,

Не страшась, ишан, помирай!

Говорят, ишану попасть

Суждено в небесный рай. [...]

Даровой скопившие скот, —

Что стращаете вы народ

Побасенками про тот свет?

Пред пророком и головы

Не дерзающие поднять,

Что о рае трещите вы,

Точно этот рай увидать

Удалось воочию вам?

Богачу рассыпая лесть,

Вы глумитесь над беднотой. [...]


Простой народ эксплуатировали Манапы, баи и болуши, А культуру принесли И приобщили нас к ней русские. Объединили киргизов Вокруг себя русские (стр. 198). Если ты певец, будь, как солнце, Будь равным для всех народов (стр. 202).

Значит, праведник и святой Тоже любят вкусно поесть?! Что попрятали лбы в чалмы? Люди высшего чина вы? [...] Кто в тюрбан такой наряжен, Чем, скажите, отличен он От покрытых платками жен? Что б в умах рассеялась тьма, Сам народу, ишан, скажи, Не является ли чалма Только вывескою ханжи, Только признаком вечной лжи Богочтимых духовных лиц И оравы разбойной всей Вымогателей и вралей, Сочинителей небылиц?! [...] Волостной, что яришься ты? А за что тобой так ценим Навестивший тебя ишан, Тут догадка моя верна: Бел как снег ишана тюрбан, А душа, как твоя, черна. Ты — сообщник его прямой, Потому за него и радел, Что прикрыта белой чалмой Чернота ваших гнусных дел!

(Стр. 147—148)

Если народ объединится — получится море, Если море взбунтуется — хлынет поток

(стр. 100).

Безделье жалкое забудь, Трудом начни по жизни путь, Лишь в созидательном труде Для человека — жизни суть

(стр. 168).

Признак плохого человека — Он о себе только печется, Признак хорошего человека — Он с думой о народе живет

(стр. 173).

На подлость не пойдет джигит, Он прост и сдержан, лишних слов Для праздных не найдет джигит

(стр. 175).

Вижу рядом: казах, Русский, киргиз, узбек. Вижу: стоят вокруг Несчастные, как и я, Каждый мне брат и друг, Узники, как и я

(стр. 196).


Будучи сосланным в ссылку, Нашел я родных среди русских. Когда ругали меня солдаты, Заступились Семён и Харитон [...


ТАДЖИКИСТАН







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 750. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия