Студопедия — ЧИКАГСКАЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЧИКАГСКАЯ






ложила основы таких исследоват. направлений, как социальная экология и социальная патология, сыграла важную роль в разработке и углублении социологич. методов (проблемы построения выборки, методы опроса, включённого наблюдения и т. д.). Ч. ш. ознаменовала для амер. социологии переход от спекулятивно-филос. к эмпирич. стадии её развития.

• Совр. социологич. теория..., сост. Г. Беккер и А. Босков, пер. с англ., М., 1961; Андреева Г. М., Совр. бурж. эмпирич. социологич. М., 1965.

ЧИТТА (санскр.— мышление, мысль, умств. фикса­ция, наблюдение; память, сердце, от чит — воспри­нимать, замечать), понятие др.-инд. теории познания и психологии, означающее совокупность модификаций ума, к-рые определяют разные состояния духовной жиз­ни. Ч. соотносится с умом (манасом), как внешнее с внут­ренним. Будучи связана с к.-л. объектом через манас, Ч. принимает форму этого объекта; Ч. Лишена созна­ния, но способна, будучи вблизи «Я», отражать созна­ние этого «Я» и представляться разумной (др. аспект этого же явления — «Я», по незнанию отождествляющее себя с Ч.). В йоге различают пять модификаций Ч.: истинное познание (восприятие, логич. вывод, устное свидетельство), ложное познание, знание слов (чисто лингвистич. знание), сон (его возникновение объяс­няется преобладанием в Ч. гуны тамаса) и память (вос­произведение переживаний прошлого опыта). Прекра­щение этих модификаций Ч. и есть йога, препятствую­щая «Я» отождествлять себя с ними. Разные соотноше­ния гун объясняют пять ступеней Ч.: кшипта — беспо­койство (переключение Ч. с одного объекта на другой, исключающее контроль над умом и чувствами), мудха — бездеят. притуплённое состояние (тенденция к сну, не­вежеству, пороку), викшипта — рассеянность, умиро­творённое состояние, экагра — сосредоточенность на одном объекте, нироддха — прекращение мыслит. дея­тельности, самоограничение, сдержанность (полное прекращение модификаций Ч. и погружение в состоя­ние абс. покоя).

Ч. В йоге соответствует махат в санкхье; в веданте слово «Ч.» — синоним буддхи, и его модификаций, а также аспект единого внутр. органа; в ряде концеп­ций (напр., у Гаудапады) акцент ставится на нереаль­ности Ч. Буддийская школа йогачары, напротив, от­стаивала реальность Ч. как первоисточника всех вещей; Ч. имеет 8 дхарм, пять из к-рых связаны с органами чувств. три — не связаны (дхармы внутр. чувства, виджняны и алая-виджняны, т. е. чистого бытия). Ду­ховный аспект существования — нама (см. Нама-рупа), наряду с манасом и виджняной включает в себя и Ч., понимаемую как эмоциональное начало, связанное с сердцем (в буддийских соч. Ч. может означать не толь­ко мысль и ум, но также волю, намерения, эмоции, сердце).

ЧИЧЕРИН Борис Николаевич [26.5(7.6).1828, Там­бов,—3(16).2.1904, с. Караул Тамбовской губ.], рус. философ-гегельянец, теоретик гос-ва и права, историк, публицист и обществ. деятель. С сер. 1850-х гг. Ч.—· один из лидеров либерально-западнич. крыла в рус. обществ. движении. Крупнейший представитель правого гегельянства в России, Ч. выступал как против пози-тивизма («Положит. философия и единство науки», 1892), так и против мистич. теократич. идей Вл. Со­ловьёва. Пересматривал ряд положений гегелевской диалектики (замена триады «тетрадой» и др.), к-рая стала у Него в целом не методом получения нового зна­ния, а только средством систематизации существую­щего. Ставя религию как форму конкретного постиже­ния выше философии как формы абстрактного созерца­ния, Ч. намечал переход к религ. философии («Наука и религия», 1879). Соединение гегелевского монизма с утверждением свободы воли определяет противоречие системы Ч., сказавшееся прежде всего в его социальной этике. Ч. стремился разделить сферы нравственности и права; как гарантия личной свободы право является ограничением внеш. свободы. Идеальная форма право-

вого гос-ва для Ч.— конституц. монархия. Он отстаи­вал принцип частной собственности и невмешательства гос-ва в экономику. Взгляды Ч. явились источником идеологии кадетов.

В историографии — один из основателей т. н. юри-дич. (гос.) школы, исходящей из ведущей роли гос. и юридич. форм в историч. процессе. * История политич. учений, ч. 1—5, М.. 1869—1902; Мисти­цизм в науке, М., 1880; Собственность и гос-во,ч. 1—2,М., 1882— 1883; Основания логики и метафизики, М., 1894; Курс гос. науки, ч. 1—3, М., 1894—98; Философия права, М., 1900; Вопросы философии, М., 1904; Воспоминания, [т. 1—4, М.], 1929—34.

• Гульбинский И., Б. Н. Ч., Биобиблиографий, очерк, «Библиографич. известия», 1914,.1Mb 1—2; Галактио­нов А. А., Никандров П. Ф., История рус. фило­софии, М., 1961, с. 387—95; Зорькин В. Д., Из истории бурж.-либеральной политич. мысли России 2-й пол. 19 — нач. 20 в. (Б. Н. Ч.), М., 1975.

«ЧТО ДЕЛАТЬ? Наболевшие вопросы на­шего движения», книга В. И. Ленина, посвя­щённая анализу и обобщению тактич. и организац. принципов, к-рые были выработаны газ. «Искра» в 1901—02 и в 1903 победили на 2-м съезде партии. Написана осенью 1901 — февр. 1902; впервые напеча­тана в Штутгарте, в марте 1902. В «Ч. д.?» всесторонне обоснована важнейшая роль революц. теории в рево-люц. движении, идея создания пролет. партии нового типа, принципиально отличающейся от реформистских партий 2-го Интернационала, партии социалистич. революции и диктатуры пролетариата. Книга пред­ставляет собой развёрнутую программу организации такой марксистской партии и план борьбы за её созда­ние. В ней Ленин идейно разгромил «экономизм» как разновидность междунар. оппортунизма — бернштейни-анства.

Бернштейнианцы на Западе и «экономисты» в России, делая акцент на «стихийности» историч. процесса, недо­оценивали роль политич. борьбы рабочего класса, сводя эту борьбу к чисто экономич. требованиям. В работе «Ч. д.?» Ленин показал, что «...основной экономический интерес пролетариата может быть удовлетворен только посредством политической революции, заменяющей диктатуру буржуазии диктатурой пролетариата» (ПСС, т. 6, с. 46, прим.). В этой связи Ленин видел сущность и центр. задачу марксистской партии в соединении ра­бочего движения с социализмом. Продолжая вслед за Ф. Энгельсом разработку проблемы относит. само­стоятельности идеологии, Ленин в своей книге конкре­тизировал вопрос о закономерностях в развитии идео­логии рабочего класса в эпоху капитализма, рассмат­ривая социализм как идеологию, возникшую вне сти­хийного рабочего движения (см. там же, с. 79—80). Ленин показал, что идеология науч. социализма про­должает и развивает лучшие традиции человеч. куль­туры и может быть привнесена в рабочее движение «...только извне, то есть извне экономической борьбы...» (там же, с. 79). Собств. силами рабочие спо­собны выработать в классовой борьбе только тред-юнио­нистское сознание, т. е. понимание необходимости объединяться в профсоюзы, сообща вести экономич. борьбу с хозяевами, настаивать на рабочем законода­тельстве и т. п. Однако подобный уровень сознания ра­бочих не позволяет им добиться решающих революц. преобразований и приводит постепенно к подчинению рабочего движения бурж. идеологии, к оппортунизму. А поскольку «...о самостоятельной, самими рабочими массами в самом ходе их движения вырабатываемой идеологии не может быть и речи, то вопрос стоит толь­ко так: буржуазная или социалистическая идеоло­гия. Середины тут нет... Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстра­нение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной» (там же, с. 39—40).

Обращая в полемике с «экономистами» особенное внимание на значение политич. борьбы пролетариата, Ленин подчеркнул органич. связь всех форм его клас­совой борьбы: теоретической, экономической, политиче-

ской. «Без революционной теории не может быть и ре­волюционного движения» (там же, с. 24). «...Роль пе­редового борца может выполнить только партия, руководимая пере­довой теорией» (там же, с. 25).

Книга Ленина «Ч. д.?» имеет важное политич. и тео-ретич. значение в совр. условиях острой борьбы марк­сизма-ленинизма против бурж. идеологии, против совр. оппортунистов и ревизионистов.

• Ч а г и н Б. А., Из истории борьбы В. И. Ленина за раз­витие марксистской философии, М., 1960; Суслова Ф. М. О кн. В. И. Ленина «Ч. д.?», M., 19662; Галиев Г. С, Книга В. И. Ленина «Ч. д.?», Куйбышев, 19673.

«ЧТО ТАКОЕ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА" И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ? (Ответ на статьи „Русского богатства" против марксистов)», про­изведение В. И. Ленина, в к-ром осуществлён окончат. идейный разгром народничества и разработаны важней­шие проблемы марксистской теории в условиях перехо­да рус. революц. движения к пролет. этапу. Книга написана летом и издана (нелегально) осенью 1894 в виде трёх выпусков: 1-й и 3-й выпуски найдены в бер­линском с.-д: архиве и в Б-ке им. M. E. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде; второй выпуск пока не обна­ружен.

Книга содержит анализ и критику филос. и социоло-гич. воззрений, политико-экономич. концепций, про­граммы и тактики рус. народничества 90-х гг. Характе­ризуя народничество как разновидность утопич. крест. социализма, Ленин показал, что в результате капита-листич. развития России «...раскололся и старый рус­ский крестьянский социализм, уступив место, с одной стороны, рабочему социализму; с другой — выродив­шись в пошлый мещанский радикализм» (ПСС, т. 1, с. 272).

Центр. мысль книги — идея об органич. единстве всех составных частей марксизма. Опровергая тезис Михайловского о том, что марксистская диалектика сво­дится к гегелевской триаде, Ленин вскрыл противопо­ложность марксистского метода гегелевской диалектике и дал глубокий анализ марксистского диалектич. мето­да, подчеркнув внутр. единство материализма и диа­лектики, охарактеризовав диалектику как метод ис­следования и изображения действит. процесса в его гл. тенденциях, как метод воспроизведения в теории объ­ективных законов возникновения, существования, раз­вития и гибели изучаемых объектов. Ленин показал, почему лишь материалистич. понимание истории пре­вратило социологию в науку. Во-первых, выделив из всей системы обществ. отношений производственные в качестве основы идеологических, марксизм вскрыл природу и генезис политико-юридич. форм и обществ. идей. Во-вторых, вычленив производств, отношения в качестве экономич. структуры общества, материаяи-стич. социология выдвинула объективный критерий для различения существенного и второстепенного в обществ.

явлениях, для открытия историч. закономер­ностей, положив конец субъективизму в оценке исто­рич. событий. В-третьих, обнаружение зависимости идеологич. обществ. отношений от производственных, а последних — от развития производит. сил дало твёр­дое основание для понимания обществ. развития как естеств.-историч. процесса смены обществ. формаций. Ленин выступил против попытки Михайловского трактовать марксистскую социологию как «экономич. материализм», показав, что именно марксизм впервые исследовал общество в единстве всех его сторон. Ленин подчеркнул, что только историч. детерминизм позволяет выяснить действит. роль личности в истории и покон­чить с метафизич. противопоставлением, во-первых, сознательной и целеустремленной деятельности — ис­торич. необходимости, во-вторых — «героев» — «толпе». Вскрывая строгую закономерность человеч. поступков,







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 370. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия