Студопедия — ИНТРОСПЕКТИВНАЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИНТРОСПЕКТИВНАЯ






софии жизни (напр., у Клагеса) И. сближается с инс­тинктом, дающим непосредств. знание предмета. Мо­тивы И. свойственны также представителям экзистен­циализма (напр., Марсель), к-рьте стремятся выйти за пределы непосредств. чувств. опыта и предлагают философии опереться на опыт особого рода — духов­ный (в частности, религиозный, мистический) «опыт». См. также Интуиция.

ИНТУИЦИОНИЗМ, направление в основаниях ма­тематики и логики, признающее главным и единствен­ным критерием правомерности методов и результатов этих наук их интуитивную — наглядно-содержат. убе­дительность («интуицию»). И. отвергает использование в математике и логике идеи актуальной бесконечности (см. Абстракция актуальной бесконечности) и взгляд на логику как на науку, «предшествующую» матема­тике. Гл. объектом интуиционистской критики стал широко используемый в классич. математике исклю­чённого третьего принцип. Идеи И.., высказывавшиеся ещё нем. математиком Л. Кронекером и А. Пуанкаре, в явном виде были сформулированы в нач. 20 в. голл. учёным Л. Э. Я. Брауэром и развиты Г. Вейлем (Гер­мания) и Λ. Гейтингом (Нидерланды). Гл. причину парадоксов (противоречий, антиномий) классич. ма­тематики и логики И. усматривает в представлении, что математику можно «обосновать» какими бы то ни было логич. средствами. С т. зр. И. математику надлежит строить исключительно посредством тех её средств (удовлетворяющих, в частности, требованию эффек­тивности, конструктивности получаемых с их помощью абстрактных понятий), интуитивная убедительность (в случае доказательств и выводов) или интуитивная ясность (в случае конструкций, построений) к-рых не вызывает никаких сомнений. Для И. понятия «до­казательство» и «построение» (как и понятие «интуи­ция») не могут быть охвачены к.-л. одним «точным» определением. Поэтому никакая система интуиционист­ски приемлемых правил рассуждений, умозаключений и доказательств не может и не должна кодифицировать­ся в качестве раз навсегда закреплённой и принятой логики. Только с учётом подобного фундаментального принципа И. можно в нек-ром смысле считать интуи­ционистскую логику Гейтинга адекватной идеям этого направления: главное в И. не логика, а интерпретация применяемых логич. средств и математич. рассужде­ний. В то же время интуиционистская математика мо­жет быть описана в виде нек-рого исчисления [см. К л и н и С. К., В е с л и Р., Основания интуи­ционистской математики с т. зр. теории рекурсивных функций, пер. с англ., 1978 (библ.)]. Идеи И. оказали большое влияние на конструктивное направление. Осн. отличие конструктивизма от И. состоит в том, что не­определяемое и неизбежно субъективное понятие интуи­ции заменяется в первом к.-л. разновидностью точно определяемого понятия алгоритма (или вычислимой, рекурсивной функции).

• Френкель А. А., Бар-Хиллел И., Основания теории множеств, пер. с англ., М., 1960.

ИНТУИЦИОНИСТСКАЯ ЛОГИКА,форма логики предикатов (или логики высказываний), включающая лишь такие логические законы, к-рые приемлемы с т. зр. концепции интуиционизма. Системы И. л., построен­ные голл. учёным А. Гейтингом (1930) и ранее (исходя не из интуиционистских предпосылок) сов. математи­ком В. И. Гливенко (1928), отличаются от соответств. систем классич. логики гл. обр. отсутствием исклю­чённого третьего принципа. См. также Конструктивное направление.

ИНТУИЦИЯ (позднелат. intuitio, от лат. intueor — пристально смотрю), способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с по­мощью доказательства.

В истории философии понятие И. включало разное содержание. И. понималась как форма- непосредств. интеллектуального знания или созерцания (интеллек-

туальная И.). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувств. мира) есть вид непо-средств. знания, к-рое приходит как внезапное озаре­ние, предполагающее длит. подготовку ума. В истории философии нередко чувств. формы познания и мышле­ние противопоставлялись. Декарт, напр., утверждал: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение бес­порядочного воображения, но понятие ясного и внима­тельного ума, настолько простое и отчётливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внима­тельного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция...» (Избр. произв., М., 1950, с. 86). Гегель в своей системе диалектически совмещал не­посредственное и опосредствованное знание. И. трак­товалась также и как познание в виде чувств. созерца­ния (чувств. И.): «...безоговорочное, не­сомненное, ясное, как солнце... толь­ко чувственное», а потому тайна интуитивного позна­ния и «... сосредоточена в чувственности» (Фейербах Л., Избр. филос. произв., т. 1, М., 1955, с. 187).

И. понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварит. научения определяющий формы пове­дения организма (Бергсон), и как скрытый, бессозна­тельный первопринцип творчества (Фрейд).

В нек-рых течениях бурж. философии И. трактуется как божеств. откровение, как всецело бессознат. про­цесс, несовместимый с логикой и жизненной практи­кой. Различные толкования И. имеют нечто общее — подчёркивание момента непосредственности в процес­се познания, в отличие (или в противоположность) от опосредствованного, дискурсивного характера ло-гич. мышления.

Материалистич. диалектика усматривает рациональ­ное зерно понятия И. в характеристике момента непо­средственности в познании, к-рое представляет собой единство чувственного и рационального. Процесс на­уч. познания, а также различные формы художеств. освоения мира не всегда осуществляются в развёрну­том, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуа­цию (напр., во время воен. сражения, при определении диагноза, при установлении виновности или невинов­ности обвиняемого и т. п.). Роль И. особенно велика там, где необходим выход за пределы приёмов познания для проникновения в неведомое. Но И. не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитив­ного познания не осознаются все те признаки, по к-рым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью к-рых он делается. И. не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышле­ния. Она представляет собой своеобразный тип мышле­ния, когда отд. звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — истина. И. бы­вает достаточно для усмотрения истины, но её недос­таточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство. ИНФОРМАЦИЯ (от лат. miormatio — ознакомление, разъяснение, представление, понятие), 1) сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чём-либо, передаваемые людьми; 2) уменьшаемая, снимаемая неопределённость в результате получения сообщений; 3) сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксич., семантич. и прагматич. характеристик; 4) передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой при­роды).

Первонач. понимание И. как сведений сохранялось вплоть до сер. 20 в. В связи с прогрессом технич. средств массовых и др. коммуникаций (телефон, телеграф, радио, телевидение и т. п.) и в особенности с ростом

объёма передаваемых сообщений появилась необходи­мость их измерения для улучшения условий передачи. Первые попытки измерения количества И. относятся к 20-м гг. 20 в. Математич. теория И. была создана в 1948, когда К. Шеннон и У. Уивер опубликовали ст. «Математич. теория связи» («The mathematical theory οί communication», 1949), в которой использовались ве­роятностные методы для измерения количества И. и были предложены абстрактная схема связи, состоящая из шести компонентов (источника И., передатчика, линии связи, приёмника, адресата и источника помех), а также теоремы о пропускной способности, помехо­устойчивости, кодирования и т. д. В вероятностной теории под И. понимались не любые сообщения, к-рыми обмениваются люди или передают их по технич. кана­лам связи, а лишь такие, к-рые уменьшают неоп­ределённость у получателя И. Неопределённость су­ществует тогда, когда из-за неполноты И. необхо­дим выбор одной из двух или большего числа воз­можностей. Такие процессы имеют место не только в коммуникациях, но и в управлении, познании. Наря­ду с шенноновским, вероятностным, вариантом мате-матич. теории И. иоявились и др. её варианты — топо­логический, комбинаторный, «динамический», алго­ритмический и т. д., из к-рых в приложениях исполь­зуются лишь комбинаторный и вероятностный. Эти ма-тематич. подходы к измерению И. описывают лишь знаковую структуру сообщений и поэтому могут быть охарактеризованы как синтаксические теории. Со­держательный (смысл, значение) и аксиологический (ценность, полезность) аспекты И. исследуются в се­мантич. и прагматич. теориях И. Кроме количества, ценности и содержания, И. (в частности, социальная И.) обладает и др. свойствами (правдивость, партий­ность, достоверность, полнота, глубина, точность, убе­дительность, доказательность, новизна, эффектив­ность, оптимальность, оперативность, надёжность, вы­разительность), к-рые исследуются в работах по со­циальной теории И. (В. Г. Афанасьев, Г. Т. Журавлёв, Φ. Η. Цырдя и др.).

Понятие И. широко используется в кибернетике, где оно выступает как одна из центр. категорий наря­ду с понятиями связи и управления. В 1948 Н. Винер предложил «информац. видение» кибернетики как нау­ки об управлении и связи в живых организмах, обще­стве и машинах. В 60—70-х гг. появились работы, где не только на содержательном, но и формально-матема-тич. уровне наметилась идея синтеза знаний о связи и управлении в т. н. «информац. теории управления», развиваемой школой Б. Н. Петрова.

Понятие И. стало общенауч. понятием, т. е. общим для всех частных наук, а информац. подход, включа­ющий в себя совокупность идей и комплекс математич. средств, превратился в общенауч. средство исследо­вания. Развитие понятия И. в совр. науке привело к появлению её мировоззренч., в особенности филос., интерпретаций. Объективно-идеалистич. концепция И. характерна для неотомизма, где утверждается транс­цендентная, сверхъестеств. природа И. В неопозити­визме и экзистенциализме И. рассматривается как субъ­ективный феномен. Последовательно материалистич., опирающаяся на данные совр. науки, трактовка при­роды И. развивается в диалектич. материализме, исхо­дящем из первичности материальной И. но отношению к идеальной и глубокой связи И. с отражением. В марксистской лит-ре сложились две осн. концепции И.: 1) как формы отражения, связанной с самоуправляе­мыми системами; 2) как аспекта, стороны отражения, к-рая может передаваться, объективироваться. Наи­более распространённым (но не общепризнанным) яв­ляется определение И. на основе категории разнооб­разия (развитое англ. кибернетиком и биологом У. Р.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 409. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия