Студопедия — ЛЕКЦИЯ №60. Особенности философской и религиозной картин мира
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛЕКЦИЯ №60. Особенности философской и религиозной картин мира






Картина мира — это совокупность знаний о мире (о природе, обществе, человеке) в отличие от мировоззрения — совокупности взглядов на мир. Человек всегда стремился сделать понятным окружающий его мир, осмыслить свое место в нем, т. е. осуще­ствить потребность в создании картины мира. Каждая из картин мира, возникающих в общественном сознании, включает в себя несколько устойчивых компонентов. У каждой картины есть ее смысловой центр, вокруг которого располагаются все компонен­ты, составляющие целостный образ вселенной. В центре обыден­ной картины мира стоит человек — субъект действия, социально­го поведения. Повседневность — это мир, где он — главная фигура. Научная картина мира, напротив, строится вокруг объек­тов, не зависящих от человеческой субъективности, свободные от влияния наших желаний и особенностей восприятия. Наука хо­чет видеть мир таким, каков он есть, потому ее ядро — обесчело-веченная реальность.

Обыденная картина действительности представляет мир как еди­ный и единственный. Он единственный, потому что никакие другие миры не интересуют человека, занятого обыденными делами.

Нередко человеку бывает невозможно отвлечься от повсе­дневности, перенести свое внимание на «высокие материи», по­интересоваться, существует ли еще что-нибудь. Чрезмерная кон-центрированность на практическом достижении повседневных целей сужает картину мира до того жизненного пласта, где сосре­доточены наши основные цели и задачи, лишает возможности выйти к другим возможным мирам.

Человек является естественным центром для повседневного видения реальности, поэтому человеческая жизнь выступает здесь как безосновная и беспредпосылочная данность, как факт, который есть. То же самое относится к человечеству как целому. Вопрос о его происхождении не ставится.

Высшие цели и ценности, существующие в рамках повседнев­ной картины мира, диктуются конкретным обществом и конкрет­ной культурой.


Огромное практическое значение науки в XX в. сделало ее той областью знания, к которой массовое сознание испытывает глу­бокое уважение и пиетет. Слово науки весомо, и оттого рисуемая ею картина мира часто принимается за точную фотографию реальной действительности, за изображение Вселенной такой, какова она есть на самом деле, независимо от нас. Однако за при­вычным, коренящимся еще в эпохе Просвещения доверием к вы­водам науки часто забывается, что наука — развивающаяся и по­движная система знания.

Научная картина мира, возникшая из учений Р. Декарта и И. Ньютона, отбросила один очень важный момент, присут­ствовавший как у одного, так и у другого: фигуру Бога. Рацио­нально-механистический образ мира, сформировавшийся в трудах последователей, демонстрирует мир как единый и единственный: мир твердой материи, подчиненный жестким законам.

Полагая человека случайностью, механистическая наука не интересуется его судьбой, его целями и ценностями, которые вы­глядят мгновенной вспышкой сознания в грандиозной, но бес­смысленной Вселенной.

Религиозная картина мира делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потусторонне­го. Она не существует как целостная система знаний, потому что основана на знании-вере. Земное и небесное, сфера человеческо­го и сфера Божественного — вот что является смыслом религиоз­ных размышлений. Постороннее и трансцендентное всегда слож­но и противоречиво связаны, но религиозное, богословское сознание стремится показать эту связь как понятную человече­скому уму, однако подразумевая интуитивное постижение.

Главная тема философии — соотношение человека и мира, взя­тое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познаватель­ном, ценностном, деятельностном. Именно поэтому филосо­фские картины мира множественны и не похожи одна на другую. Их всегда объединяют между собой интеллектуальность рассмо­трения и вечное сомнение в собственных утверждениях, постоян­ная критичность. Это резко отличает философское представле­ние о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой.

Философские картины мира весьма многообразны, однако все они строятся вокруг отношений «мир — человек» или «чело­век — мир». В этом различии присутствуют две ведущие линии


в философском знании, которые можно условно назвать объек­тивистской и субъективистской.

Объективистские концепции независимо от того, являются ли они материалистическими или идеалистическими, отдают прио­ритет миру, полагая, что он так или иначе объективен.

Субъективизм в противоположность объективизму мир, об­щий для всех живущих субъектов, заменяет на множество миров. Я — сам себе вселенная, я вижу действительность исключительно со своей точки зрения, пребывания в своих ситуациях. Вся иная действительность преломляется через мое уникальное субъектив­ное «я», потому очень трудно выявить что-либо объективное.

Огромная разница между объективностью и субъективностью как раз и составляет основу философского поиска. Важнейшей философской проблемой в этом случае является вопрос: что в ми­ре — от нас и что — от самого мира? Что от субъективности и что от объективности? Что от человека зависит и что не зависит?

Современные религии не отрицают достижений естествозна­ния; теорий, связанных со строением материи и практического применения науки. Но они всегда подчеркивают, что дело науки — изучать только физический мир, только сферу потустороннего. Дальше простирается область религии и, быть может, философии.

Центральный пункт любой религиозной картины мира — об­раз Бога или богов, представление о том, что же являет собой вы­сшая истинная реальность.

Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако в разных религиях эта власть может быть как безгранич­ной, так и ограниченной.

Пространство в религиях удвоено: это пространство обычного эмпирического мира, где живем мы с вами, и пространство запре­дельное: небо и адские слои. Содержание религиозных концеп­ций мира составляет основу обыденного мировоззрения. Знания о сверхъестественном недоказуемы и неопровержимы.








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 418. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия