Студопедия — СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ПРОТОИЕРЕЙ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ПРОТОИЕРЕЙ






ИОАНН ИЛЬИЧ СЕРГИЕВ (КРОНШТАДСКИЙ)

(1829 – 1908 гг.)

Святой праведный Иоанн Кронштадский родился 19 октября 1829 года под Архангельском, в семье сельского дьячка. Тот край, который дал России первого великого русского ученого М. В. Ломоносова, был родиной и великого русского пастыря.

Получив первоначальное религиозное образование в семье (впоследствии отец Иоанн вспоминал: «Евангелие было спутником моего детства, моим наставником, руководителем, утешителем, с которым я сроднился с ранних лет»), он окончил затем Архангельскую семинарию и в 1855 году Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Тогда же был рукоположен во священника и направлен в собор г. Кронштадта. Началось пастырское служение отца Иоанна, продолжавшееся более полувека. С первых дней пребывания в Кронштадте отец Иоанн Сергиев обнаружил особенную любовь к церковной проповеди. За каждым богослужением он читал проповедь или своего сочинения, или по творениям русских проповедников XIX столетия; охотно вызывался отправлять череду за своих сослуживцев; безоговорочно во всякое время шел к многочисленным кронштадским беднякам с требами и не любил покидать их тотчас после совершения того или иного чина, оставался в каждом доме и подолгу беседовал с простыми людьми, со страждущими и отверженными.

Известность святого праведного Иоанна Кронштадтского быстро росла и достигла такой степени, что современник по праву мог назвать его «психологическим центром русской народной жизни».[21]

И причиной тому сила веры о. Иоанна и его молитва, ибо русский православный человек ничего так не ценит в пастыре, как его молитвенную настроенность. Также и сочинения святого праведного протоиерея Иоанна Кронштадтского, проникнутые по-детски простой, ясной непоколебимой верой успешно ведут к тем высотам Богомыслия, которых после долгих и тяжких усилий достигает богословствующий разум.

Проповеди святого занимают три первые тома полного собрания его сочинений. В первом томе (92 проповеди) содержатся катехизические беседы, десять бесед о заповедях блаженства и поучения на двунадесятые праздники. Второй том (62 проповеди) включают в себя поучения на воскресные дни годичного круга, по 2, по 3, даже по 5 и 6 поучений на одну и ту же неделю. В третий том вошли 114 проповедей на различные случаи, на дни праздников святых, на освящение церквей, по случаю засухи, пожаров, холеры и т. п.

Проповеднический талант о. Иоанна несомненно вырабатывался под влиянием той среды, в которой приходилось жить и действовать проповеднику. Непосредственное знакомство с крайне неприглядной жизнью кронштадской бедноты развило в нем устойчивое чувство теплого участия ко всякого рода человеческим несчастьям, чувство, отчетливо проявляющееся во всех его сочинениях, в том числе и в проповедях. С первых строк поучений святого праведного протоиерея Иоанна читатель может убедиться, что они отличаются безусловной доступностью для понимания. Это драгоценное их свойство, потому что высота и сила мысли от простоты выражения не теряют ничего, а доступность для понимания открывает самый широкий простор распространению проповеди.

Первый том поучений о. Иоанна начинается восемнадцатью беседами о Боге, как Троичном в Лицах, как Творце и как Промыслителе. Это беседы, в которых автор просто и доступно излагает основные догматические истины Православной Церкви, являются и в настоящее время ценным толковым катехизисом. Не увлекаясь логическими тонкостями, проповедник непосредственно излагает сущность предмета, а истолкованием пользуется для преподания слушателям нравственного назидания, причем часто делает это в выражениях настолько рельефных, что все объяснение оказывается чрезвычайно легким для усвоения и запоминания. Спросив, например, в одной из проповедей: «В чем состоит подобие Божие?» – святой праведный протоиерей Иоанн отвечает: «Подобие Божие или уподобление Господу Богу, состоит в том, чтобы иметь чистый, светлый, богопросвещенный ум, какой имели пророки, апостолы и все святые; – волю, избирающую правду, добро; – сердце чистое, искреннее, доброе, простое. Поэтому-то святые отцы, которые старались и стараются больше всех приобрести такой ум, такую волю и такое сердце, назывались и называются преподобными отцами, то есть, преподобными Богу. И блаженны, братие, люди преподобные, кто бы они ни были: монашествующие или в миру живущие: они узрят Бога лицом к лицу (I Ин. III, 2; Мар. V, 8). Позаботимся все, каждый по силам своим, успеть в уподоблении Господу».

Приведем также образец экзегетического толкования о. Иоанна на текст Священного Писания:

«Да изведет земля душу живу. Это значит, что душа животных происходит от земли и есть что-то земное, хотя тончайшее: и потому по смерти животного в землю же опять и возвращается.

Только душа человеческая бессмертна: потому что только в человеке из всех земных творений есть разум, свобода, стремление к Богу, к бессмертию. Значит о ней больше всего должно нам заботиться и обогащать ее делами добрыми, спасительными: о теле же, как об одеянии души, устроенном для нас Господом Богом из земли и нужно для нас в настоящем виде только дотоле, пока мы на земле, не слишком много заботиться: потому что... от красоты телесной остается одна земля».

С указанными беседами сходны по простоте и назидательности и беседы святого протоиерея Иоанна о заповедях блаженства (10), хотя они заметно уступают первым по глубине и полноте рассмотрения предмета.

Значительную часть гомилетического наследия святого протоиерея Иоанна Кронштадтского составляют проповеди на великие праздники и воскресные дни. Они по преимуществу написаны на текст евангельского зачала и представляют собой характеризующиеся простотой, доступностью и, в большинстве случаев, краткостью этюды, содержащие уяснение или раскрытие той или иной Евангельской мысли. Эти многочисленные проповеди далеко не одинаковы по качеству. В то время как одни из них суть не более чем школьные экзегетические упражнения в толковании священного текста, другие по глубине замысла, по силе выражения и простоте формы достигают уровня лучших святоотеческих образцов. Вот, например, краткое поучение в день всех святых:

«Ныне мы торжествуем память всех святых, подвизавшихся на земле добрым подвигом веры и добродетели и переселившихся на небеса для вечного упокоения и радости. Каждогодное возвращение к нам настоящего праздника памяти всех святых есть, братия, не что иное, как много раз повторяемое воззвание святых преставльшихся к нам, живущим на земле и подвизающимся со врагами спасения ради будущего нетленного царствия, воззвание идти по их следам. Они говорят нам: стремитесь неленостно к будущему царствию и вы, меньшие братья наши, как стремились мы, да не останавливают вас никакие препятствия на пути ко спасению, как ничто не остановило нас; будьте мужественны, тверды в борьбе со своею ленивою и грешною плотью, с приманками обманчивого, скоропреходящего света, с кознями невидимого врага диавола, помните постоянно, что Царствие Небесное усилиями приобретается и только употребляющие усилие наследуют его (Мф. II, 12). Вот мы много боролись, много терпели и за то ныне покоимся покоем вечным и нерушимым. Много борьбы перенесете и вы: настанет и для вас вечный покой. Живя на земле, мы услышали слова Спасителя и Упокоителя нашего: приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии и Аз упокою вы, – и с верою и упованием поспешили на зов Его, пришли к Нему, все терпели для Него и теперь получили от Него обещанный покой; последуйте также и вы: упокоит Он и вас на лоне Своей вечной любви».

В третьем томе сочинений обращают на себя внимание слова на государственные праздники, почти всегда посвященные какому-нибудь важному вопросу из области нравственной или социальной.

Что касается формы проповедей святого праведного протоиерея Иоанна, то здесь можно заметить, что он использует все три основные предоставляемые гомилетикой их разновидности: слово, беседу и поучение, постоянно и успешно комбинируя и сочетая их в целях пастырского душепопечительства. Есть у него заранее тщательно составленные рассуждения, есть – и таких большинство – импровизированные наставления, явившиеся выражением насущной потребности пастырского обращения к пастве. Язык обычный, простой. Иногда встречаются риторические обращения к священнописателям или описываемым в евангельском повествовании лицам. Например, процитировав текст из Послания к Римлянам ХV, 1 и 3, святой праведный Иоанн так начинает свою проповедь: «Апостоле Христов, что ты говоришь?».

Иногда святой протоиерей Иоанн откровенно высказывает в проповеди перед слушателями те чувства и впечатления, которые он сам переживает в тайниках души, и нужно сказать, что это откровенное слово производит сильное впечатление. «Вот я прикасаюсь к святому Престолу Царя Славы, – говорит он в одном из своих поучений, – и, чудное дело, тотчас ощущаю животворную, спасительную силу, исходящую от Седящего невидимо на престоле; я исцеляюсь от всех уязвлений невидимых змиев, избавляюсь от всех скорбей, от всякой тесноты греховной, – и приемлю мир, свободу, дерзновение, силу душевную. Он тут – Господь и Бог мой...».

Литература:

1.Алабовский М., священник. Великий пастырь русского народа. Киев, 1909.

2. Рункевич С. Современные проповедники. СПб., 1896.

3. Епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский). Отец Иоанн Кронштадтский. Париж, 1990.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 376. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия