Студопедия — Концепции политики на стадии взаимодействия государства и гражданского общества
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Концепции политики на стадии взаимодействия государства и гражданского общества






Начало перехода от государственноцентристского этапа к качественно иному пониманию политики было ознаменовано концепциями Никколо Макиавелли и Томаса Гоббса. Они совершили самую настоящую «моральную революцию» в понимании политики. Так, в противовес Платону, Макиавелли отвергал идею, будто человек призван подчиняться жизни в соответствии с добродетелью: напротив, как он утверждал, люди злы и лишены естественных целей. В соответствии с этим предмет политики предстает совсем в ином виде, нежели в классической философии. И этот предмет определяют цели людей – таких, каковы они есть на самом деле. Не общее благо является таким образом целью, а власть как таковая и эффективность властвования. Цель оправдывает средства. Политика, как ее представляет Макиавелли, – это: 1) техника, где главнейшим является эффективность; 2) политика не зависит ни от естественного права, ни от христианской религии; 3) политике внутренне присущи угнетение и несправедливость; 4) зло выше блага с точки зрения эффективности. Исходя из этого, мы можем определить позицию Макиавелли как «антропологический пессимизм», который полагает неизбежными авторитаризм и несправедливость, обман и манипуляции. Эта позиция обостряет проблему доверия к власти и её легитимности.

Гоббс, напротив, заложил основы современной политики в её либеральной версии, основал теорию общественного договора. Гоббс, как и Макиавелли, отбрасывает классическую философию и политическую власть религии, выдвигая идею, что не существует естественных или сверхъестественных целей и что у человека нет первородного греха или обязательств. Гоббс считал, что новая политическая философия должна исходить из того, что люди эгоистичны или злы, что человек может быть сведен к собственным страстям. В естественном состоянии люди свободны, независимы и равны от природы, но страдают от нищеты и постоянной опасности. Изначальной и основной страстью людей является страх смерти или забота о самосохранении, а также гедонизм – стремление к приятной жизни, для удовлетворения которых и нужно пресекать страсти опасные и разрушительные. Поэтому люди стремятся выйти из естественного состояния, когда «человек человеку – волк», и с помощью общественного договора достичь общественного состояния, мира и спокойствия. Жертвуя своей свободой в пользу суверенного государства, люди подчиняются ради того, чтобы защитить себя и наслаждаться жизнью. Таким образом, политика, опирающаяся на гедонизм, ставит заслон от человеческой злобы. Следовательно, лишь принятие людей такими, каковы они есть, и противопоставление одной страсти другой представляет рациональное решение; подчинение авторитарной власти государства-Левиафана проистекает, как считает Гоббс, из согласия договаривающихся, стремящихся к спокойной и приятной жизни. Таким образом, Гоббс не считает, что природа является нормой совершенства или превосходства, подчеркивает, что она ничего не говорит о целях человека; природа, однако, высвечивает индивидуальные права, важнейшим из которых является право на жизнь, которое вытекает из естественного стремления к собственной безопасности. Вследствие этого насильственная смерть становится изначальным моральным фактом, порождающим не обязанности, а право. Если классическая философия настаивала на обязанностях человека, то Гоббс – на праве. Он вводит в политическую философию современный принцип равенства и, соединяя естественное право (на безопасность и «жизненные удобства») с «реализмом» Макиавелли, создает основы естественного права Современности. Это право неотчуждаемо, предшествует государству, определяет цели и границы государства. Политика, по Гоббсу, таким образом, вытекает из индивидуальных прав. Индивиды первичны и равны и поэтому легитимность может быть основана только на согласии. Политическая проблема решается сознательно, путем преодоления естественного удела через осознание страстей и манипуляцию ими; не через воспитание характера или возвышение нравов, а путем создания правильных институтов. Хотя сам Гоббс выдвигал авторитарное решение проблемы политики, но его подходы закладывали основы для либерального истолкования политики.

Благодаря работам Локка и Монтескье идеи Гоббса в конце XVII в. и в XVIII в. были благосклонно восприняты: политика должна позволять людям как они есть (в основе своей эгоистичным) жить сообща в мире и свободе. Это было либеральное решение, включающее две составляющих: 1) высвобождение материальных желаний, экономической деятельности, подталкивающих людей к сотрудничеству, к свободной кооперации, при которых взаимный интерес нейтрализует различия в идеях; 2) институциональную защиту свободы-автономии, что выражается в подчинении власти праву и ограничении ее разрушительной способности, нейтрализации конфликтов в моральной и религиозной областях благодаря уничтожению политической власти Церкви.

Вместо выработки жизненных правил (на что была нацелена классическая и классическая христианская политика), политика Современности в ее либеральном варианте довольствуется только установлением правил игры, в рамках которых каждый должен управлять собой, свободно преследовать свои интересы, строить личное счастье. Таким образом политический разум становится процессуальным. Эмансипация носит индивидуальный характер, но в то же время универсальна. Господствует принцип равенства права.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 581. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.033 сек.) русская версия | украинская версия