Студопедия — Билет 9. Вопрос 2. Романтические поэмы М.Ю. Лермонтова. «Мцыри»: тема, идейное и художественное своеобразие.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Билет 9. Вопрос 2. Романтические поэмы М.Ю. Лермонтова. «Мцыри»: тема, идейное и художественное своеобразие.






Лирическое начало в романтических поэмах Лермонтова играет существенную роль. В многочисленных ром. поэмах Л. отразились те же идеи и проблемы, настроения и стремления, что и в лирике. Л. начал писать в пору широкого распространения в рус. литературе жанра ром. поэмы. Характерны:

1) отклик на темы, сюжеты и образы пушкинских поэм (напр., в «Кавказском пленнике»);

2) увлечение мятежной поэзией Байрона (в «Черкесах»);

3) юный Л. усваивает и традиции поэмы декабристов (в «Последнем сыне вольности»).

Историч. тема, вызванная интересом общества 30-х гг. к историч. проблемам. Знание старины – из «Истории Гос-ва Российского» Карамзина. Но Л. подчинял материал своим идейным замыслам. В новом цикле кавказских поэм («Каллы», «Аул Бастунджи», «Измаил-бей», «Хаджи-Абрек») - реальная основа романтич. образов и сюжетов. Для ряда ром. героев Л. найдены реальные прототипы (напр., Измаил-бей – лицо историческое, в поэме отражены основные факты его жизни). Но все же герой кавказских поэм Л., их идейный смысл и композиция отличаются от того, что было характерно для байронич. темы. Особенно: своеобразие ром. героя Л. в отличие от поэм Байрона, в его характере: страстность, сила стремлений, решительность и волевая настойчивость. Это зарисовка национального характера кавк. народов, их любви к Кавказу и их свободолюбия. (Распространенная тема ранних поэм Л. – Кавказ как жилище простой вольности, как сурового края свободы.) Л. стремился противопоставить безвольным современникам смелых и свободолюбивых людей, готовых идти до конца к поставленной цели, отстаивать свою свободу. Этот идейный замысел придавал романтич. отвлеченность изображению событий на Кавказе.

В более поздней кавк. поэме «Мцыри» иначе рассмотрен вопрос о взаимоотношениях России и Кавказа. Глубоко правдивое прозаически простое изображение военных действий на Кавказе.

В поэмах 30-33 гг. - стремление Л. отразить реальные впечатления вносит изменения и в композиционно-стилистическую форму ром. поэмы. Ранее: выделение наиболее напряженных эпизодов, пропуски сюжетных звеньев, драматизированная форма изложения => лирич. эмоциональность и романтич. таинственность. Теперь: последовательное изложение событий («Измаил-бей»). Такие же изменения и в стиле поэм. Ранние: патетическая исповедь, эпитеты субъективно-эмоционального характера (аторское отношение: страшный, горестный); теперь – новая система эпитетов – предметных, объективно-изобразительных(прозрачная лазурь, лиловые облака). Аналогичные изменения и в области поэтич. лексики, семантики.

В творч. сознании Л. возникли 2 образа, которые нашли завершенное воплощение в последних ром. поэмах: «Мцыри» (1839) и «Демон» (1841). Они завершают развитие романтизма в его творчестве.

Стиль последних поэм Л. остается романтическим, но характер его значительно изменяется.

«Мцыри» (1839, напеч. в 1840)

Поэма-исповедь. Стремление глубиной и правдивостью раскрыть душу положит. героя. Исповедь – взволнованная, патетическая, но в то же время психологически мотивированная, последовательная повесть о пережитом. Дается вступление от автора, в кот-м ключ к пониманию душевного состояния героя. Здесь – отказ от романтич. принципа недоговоренности, отрывочности и таинственности.

Л. развивает идею мужества и протеста, заложенную в «Исповеди» и «Боярине Орше» (битва с барсом). Но в «Мцыри» полностью исключен любовный мотив (лишь краткая встреча с грузинкой у горного потока). Герой отказывается от личного счатья во имя идеала свободы. Патриотическая идея сочетается с темой свободы. Тюрьма для М. – монастырь, где он сам кажется себе рабом и узником. Короткие дни побега – временно обретенная воля. Хотя герой тоскует по красивым родным пейзажам, его патриотизм не похож на мечтательную любовь. Он истинно любит отчизну => хочет сражаться за ее свободу, М. – воин. Трагическое одиночество в монастыре закалило волю М. Приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбивого патриотизма. Мольбы монаха не заставляют его раскаяться, он и теперь бы «рай и вечность променял» за несколько минут жизни среди близких. Кавказский пейзаж – раскрытие образа героя. Родство у М. лишь с природой. Психологизм произведения, детализация переживаний героя естественны для поэта, который в то же время создавал социоально-психологический роман («ГНВ»). Романтич. поэма свидетельствовала о росте реалистических тенденций в творчестве Л.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1077. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия