Студопедия — Политические идеи древнего мира и античности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Политические идеи древнего мира и античности






Возникновение политических идей на Древнем Востоке (Египет, Вавилон, Индия, Персия, Китай) и на Древнем Западе (Греция, Рим) связано с развитием общественного способа производства, классовой дифференциацией общества, возникновением и функционированием государства. На политические представления людей в этот период сильное влияние оказывало религиозно-мифологическое мировоззрение, унаследованное от родового строя.

Cреди источников древневосточной политической мысли следует назвать мифологию, Пятикнижие Моисея и другие произведения Ветхозаветной части Библии, древне вавилонский политико-правовой памятник 18 в. до н. э. “Законы Хаммурапи”, учение персидского мыслителя 8 в. до н. э. Заратустры “Зороастра”, учение древнекитайского мыслителя Конфуция 6-5 век до н. э. и т. д.

Однако наивысшего развития политическая мысль древнего мира достигла в учениях древнегреческих философов Платона и Аристотеля.

Основные политологические труды Платона – трактаты “Государство”, “Законы”, диалоги “Политик”, отчасти “Критий”.

В диалоге “Политик” дается определение политики, которая есть царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми.

В трактате “Государство” Платон обрисовал проект идеального государства. Устройство общества выходит из трех начал человеческой души: разумной, яростной и вожделеющей. Этим трем началам соответствуют три сословия: философы-правители, воины, трудящиеся.

Рабство является необходимым условием для деятельности свободной части общества. Таким образом, философы и воины становились коллективными рабовладельцами. Платоновское идеальное государство справедливо расценивается как утопия.

Взгляды Аристотеля выражали интересы среднего слоя рабовладельцев. Его политическое учение изложено главным образом в работе “Политика”.

Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве. Он выступил против общности имущества, жен и детей, защищал права индивида, частную собственность и моногамную семью.

Государство, по мнению Аристотеля, существует по природе и по природе предшествует каждому человеку. Человек – существо политическое. Тот же, кто в силу случайных обстоятельств живет вне государства – либо животное, либо божество.

К политике Аристотель применяет метод индукции, анализируя из каких элементов состоит государство. Он различает в политическом устройстве три части: законодательную, административную и судебную. Но главное в государстве – это гражданин, т.е. тот, кто участвует в суде и в управлении.

В зависимости от целей правителей Аристотель различает правильные и неправильные государственные устройства. Правильным он считал такой государственный строй, при котором преследуется общее благо (монархия, аристократия и полития). Неправильным - такой, при котором преследуются частные цели правителей (тирания, олигархия, демократия).

Наилучшей формой государства он считал политию – правление большинства в интересах общей пользы. Она соединяет лучшие стороны олигархии и демократии. Полития – это “средняя” форма государства и “ средний “ элемент в ней доминирует во всем: в нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, у власти – средний слой.

Из неправильных форм наиболее сносной он считал демократию.

Таким образом, Платон искал “ идеальное “государство, а Аристотель был более реалистичен и рассматривал существующие формы государств, выбирая из них наилучшие. Он говорил, что человек – “существо политическое”, а политика имеет своей задачей выработку законов, основанных на справедливости, соответствующих правильным формам государственного устройства.

Произведения Древнего Рима наиболее ярко представлены политическими идеями М. Т. Цицерона в его книгах “О государстве” и “О законах”, в которых он разработал теорию, впоследствии получившую название “ теория правового государства”. В частности, Цицерон пришел к выводу о том, что условием свободы является подчинение законам всех в равной степени.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 699. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия