Студопедия — Плакать или смеяться
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Плакать или смеяться






Рассказывают, будто было однажды такое: давно уже наступил час дарбара, все советники собрались, а падишах что-то задержался. Придворные с нетерпени­ем ждали его, то и дело поглядывали на дверь и на все лады судили да рядили, отчего это падишах так долго не идёт?

Вдруг вошли в дарбар два человека. Один громко объявил:

—Почтенные вельможи! Сегодня скончалась ма­тушка падишаха! – и вышел из зала.

А другой вслед за ним радостно возглашает:

—Господа советники! Поздравляю, поздравляю всех со счастливым событием! По милости Всевышнего, се­годня у падишаха родился сын! – и тоже вышел вслед за первым глашатаем.

Придворные застыли от удивления, а потом задума­лись, что же им делать – горевать или веселиться. И никто не знал, как поступить, чтобы не навлечь на себя гнев великого Акбара. Одни говорят: давайте смеяться, другие – надо плакать. От сомнений и заботы у них совсем голова кругом пошла.

Тогда Бирбал встаёт и говорит:

—Давайте дожидаться прихода его величества. Если он войдёт радостный, то мы все будем радоваться и смеяться, а придёт печальный – и мы начнём горевать и плакать.

Такой совет пришёлся всем по душе.

Чудо-камень

Однажды вечером падишах с Бирбалом выехали верхом на прогулку. Вдруг случайно взгляд падишаха упал на одинокую старуху – она стояла у дороги и держала в руках меч в старинных ножнах. Падишах, заинтересовавшись, повернул коня и подъехал к ней.

—Скажи, что это у тебя за меч?

—Покровитель бедных! – ответила старуха крот­ко. – Я хочу его продать. Давным-давно он у меня дома валяется, а сейчас пришла нужда, есть нечего стало, вот я и вынесла его на продажу.

Падишах вынул оружие из ножен и стал разгляды­вать. Увы, меч никуда не годился: его разъела ржавчи­на, лезвие было зазубрено... Падишах вернул его ста­рухе, а она так уставилась на меч, будто впервые его увидела.

—Что случилось? – удивился падишах. – Изменился твой меч, что ли?

—О владыка мира! В том-то и дело, что не изменил­ся! Слышала я, что стоит только чудо-камнем дотро­нуться до железа, как оно станет золотом. Но вот чудо-камнем – вашей рукой – дотронулись вы до моего железного меча, а он почему-то остался таким, как прежде. Вот это меня и удивило.

Падишах понял намёк и приказал выдать находчи­вой старухе из казны столько же золота, сколько весил её меч.

Бирбал невозмутимо стоял рядом, а в сердце его радостью отозвались и мудрые слова старой женщи­ны, и щедрость падишаха.

Туфли бегают

Однажды падишах вместе с придворными был на молитве в мечети Лал-Масджид. У двери стояли туфли молящихся. Были там и туфли придворного Файзи. После намаза вышел Файзи из мечети, хотел обуться, а туфель-то нет! Пропали! Стоит он, смотрит по сторонам, не знает, как быть. Вскоре вышел из ме­чети падишах со всеми придворными.

—Эй, Файзи, что с тобой? – удивился падишах. – Что ты тут стоишь?

А Бирбал – он тоже был там – не упустил случая подшутить:

—Покровитель бедных! Бедняга стоит здесь потому, что его туфли где-то бегают.

Бирбал сочиняет стихи

Однажды падишах проводил время со своей люби­мой женой. В любовном порыве он вложил ей в рот бетель из своего рта. Она стала жевать бетель и скло­нила голову в знак благодарности, а он в приливе ра­дости схватил её за руку. Шахиня рассмеялась, и ка­пелька красной слюны брызнула у неё изо рта на под­бородок. Акбару пришло в голову написать по этому поводу стихотворение, и он сочинил самасью85: «Словно ясная луна кровью истекала».

На другой день, когда в дарбар пришёл Бирбал, па­дишах прочитал ему самасью и велел написать стихо­творение.

А что для Бирбала сочинить стихи? Он частенько побеждал других придворных поэтов и тут же сложил стихотворение на самасью падишаха:

Падишах к шахине милой так благоволил, Что свой бетель изо рта ей нежно в рот вложил. Луноликая в почтенье перед ним склонилась. Он обнял её – она счастьем засветилась, Засмеялась... Изо рта пан сочился алый, Словно ясная луна кровью истекала.

Падишах только диву дался – ведь Бирбала рядом с ними не было, как же сумел он так точно всё описать в своём стихотворении? Слава мудрости Бирбала!







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 403. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия