ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ В ШКОЛЕХотелось бы показать какие результаты может дать этот метод в школьной практике. Несколько лет назад я работал консультантом директора, помогая осуществлять инновационные преобразования в школе. Будучи уверенным, что тризовские средства решают все проблемы, я стремился стать консультантом для всех и почти преуспел в этом. Однажды ко мне обратилась молодая учительница, у которой не складывались отношения с завучем по учебной работе. Попросту говоря, так ее «поедом ела» и как бы ни за что. - Что мне делать? - спросила меня Татьяна. – Я больше не могу ее выносить! Решение «в общем виде» было понятно: Завуч САМА должна изменить свое отношение к Татьяне на противоположное. Но что для этого нужно сделать самой Татьяне? Вот именно это нужно было обнаружить. Анализ сложившейся ситуации показал: Завуч превратилась в «инструмент», интенсивно обрабатывающий «изделие» - молодую учительницу, что само по себе неплохо. - А где еще ты найдешь человека, уделяющего тебе столько внимания? – сказал я Татьяне, - радоваться надо. Другое дело, что столь интенсивная обработка могла привести к «порче изделия» и именно это происходило. Намерение у завуча было скорее всего позитивное – «помочь», но форма была ужасной. Требовалось изменить форму. Самое очевидное решение – мне, как консультанту, поговорить с завучем, представлялось неэффективным. Предположим, завуч изменится, но должна ведь в чем- то измениться и Татьяна. Мы искали долго и, наконец, нашли, как нам показалось тогда, весьма слабый способ. Татьяна ушла, не веря в то, что произойдет изменение. Да и я не слишком верил в возможность существенных изменений в завуче и уже продумывал, как построить серьезный разговор с ней. Через два дня Татьяна пришла на консультацию совершенно неузнаваемая. Ее глаза сияли, излучая неземной свет, и она не шла – летела над землей. - Получилось! – выдохнула она. – Мы проговорили с ней два с половиной часа! Она стала моим наставником, чуть ли не лучшей подругой! Как произошло это преобразование стало понятно из обстоятельного рассказа и анализа действий Татьяны. Татьяна смогла с одной стороны точно, а с другой - творчески - выполнить наш план действий. Она выбрала время и место, когда никто не мог помешать. Это был кабинет завуча и позднее время. Она вошла и сказала: - Ирина Викторовна! Давайте поговорим о том, какой я учитель! Как сказала Татьяна, эти простые слова произвели эффект разорвавшейся бомбы. Завуч… как бы это лучше передать ее состояние… можно сказать превратилась на время в соляной столб. Именно в это время, как я понимаю, в ней произошло резкое изменение. За 25 лет ее работы завучем в школе к ней никогда, понимаете НИКОГДА, не подходил учитель с такими словами: «давайте поговорим о том, какой я учитель». Что собственно сделала Татьяна? Она выполнила несколько простых правил. ПРАВИЛО 1. Выбери место и время так, чтобы вам не помешали. ПРАВИЛО 2. Предложи Другой высказаться о тебе, о том, как ей с тобой живется, работается. ПРАВИЛО 3. Когда Другая начнет говорить, слушай ее доброжелательно, стремясь за всем, что сказано, видеть позитивное желание тебе помочь. Помогай ей, смотри в глаза, не возражай, не оправдывайся. Примечание 1. Это трудно, особенно, когда в первые мгновения Другая «лепит чернуху». Здесь важно понимать ее внутреннее состояние: на душе многое накопилось, она пережила многие дни непонимания с твоей стороны и важно дать ей «слить» все это. И еще важно: Другая не готовилась к встрече с тобой. Она не приготовила, уж извини, вежливые, культурные выражения для всего того, что ты вызывала в ее душе долгое время. Это ведь ты на нее напала со своим предложением поговорить, вот теперь и принимай, будь ее психотерапевтом ради вашего лучезарного будущего. Примечание 2. Категорически запрещается оправдываться, чистить свой светлый облик. Ты как бы расковыряла рану и вначале пойдет гной. Естественно, капли его пачкают. Но важно понять смысл этого этапа процесса – очистить каналы души для истинных чувств, а не тех, что законсервировались за долгое время непонимания. В эти минуты, когда на тебя обрушивается девятый вал «несправедливых» упреков, самых немыслимых обвинений, особенно трудно сохранять покой внутри и веру в то, что возможно иное отношение к тебе со стороны этой фурии. А оно возможно и уже близко. Пусть тебе поможет известная истина: «человек – это поток». Важно также внимательно слушать себя, свои чувства: на что возникает обида, что вызывает желание оправдаться? Это поможет лучше узнать себя, свою личность, выстроенную другими в тебе. Обижается и гневается личность - у твоей индивидуальности нет нужды в этом. Примечание 3. Категорически запрещается задавать вопросы. Вопрос – очень сильный инструмент управления сознанием человека и твой вопрос может просто сбить поток ее чувств, направить ее в иное русло, помешать выходу их. Теперь посмотрим как бы сверху на встречу Татьяны с завучем. Во встрече с сильным, энергичным «противником» она предстала слабой, разоруженной, тем самым поставив Другую в позицию человека сильного и вооруженного средствами помощи. А это привычная для завуча позиция. И, естественно, после того, как эмоции стекли и открылась дорога разума, отношения изменились и стали не просто нормально- формальными, а дружескими. Эту простую-непростую технику может применить и Учитель в работе с ребенком. И тогда может возникнуть Учение, которое не есть простое накопление фактов. К.Роджерс называет его «значимым учением» и говорит о нем так: «Это проникающее всюду научение, которое представляет собой не просто приращение знаний, а глубокое проникновение в существование». На десяти принципах К.Роджерса построен и успешно работает Открытый университет Великобритании. Практика применения этого даже не метода, а скорее системы принципов, показывает возможность решения довольно сложных проблем: прояснить ситуацию, понять себя или другого, выработать план действий и других. Гарантируемым результатом здесь является сближение, все более глубокое понимание говорящего и слушающего участников уже после нескольких минут встречи. Простота метода позволяет использовать его для широкого круга проблем человека в семье, в школе, в любой организации. Эту простую технику может использовать и разумный Руководитель в беседе с сотрудником. И если он точно выполняет рекомендации, делает это постоянно, - он может стать для своей организации гармонизатором отношений в коллективе. Причем без всяких психологов, консультантов и т.п.
ВЫВОДЫ 1. Данный способ обладает несколькими признаками «идеальности». Прежде всего, в таком процессе человек действительно САМ РЕШАЕТ СВОИ ПРОБЛЕМЫ, только что казавшиеся ему не решаемыми. Решает сам, поскольку никто лучше него не знает его ситуацию и имеющиеся в ней проблемы и ресурсы. Причем часто решает суперпроблемы, связанные с его внутренними изменениями, а не изменениями в мире. 2. Другой признак идеальности в том, что соучастник практически не тратит свою энергию, свои силы, свои эмоции – свои ресурсы. Ему это ничего не стоит, если он умеет просто «быть», «быть собой». Слушающий участник практически полностью осуществляет принцип «ву-вэй» - недеяния. Вот как описывает его Лао Цзы в «Дао Дэ Цзин»: «Совершенномудрый не действует. Он не действует, а все совершается так, как ему нужно. Творить без усилия, совершать без участия – вот высшая праведность. Вот Дэ». 3. Интересно, что «методика» К.Роджерса отрицает возможность использования какой-либо иной, внешней методики, технологии. В том числе НЛП и любой другой, какой бы совершенной она не была, на какие бы законы она не опиралась. И сей факт, каким бы грустным он не показался тризовцу, - закономерен, поскольку сказано в древности: «Все проходит. И это пройдет». 4. Очевидно, что принцип идеальности как высший принцип экономии, экологии и гуманизма может воплощаться в обычной человеческой жизни и деятельности при определенных условиях, обнаруженных К.Р.Роджерсом. В частности, становится понятной важность такого подхода в управлении людьми, в том числе в системе образования. 5. Техника, открытая К.Р.Роджерсом, перекликается с известной на Руси со времен Велеса и Трояна теперь уже эзотерической «душевной беседой», заново открытой и описанной А.Андреевым, основателем этнопсихологического движения «Тропа Троянова». 6. Простота метода позволяет использовать его для решения широкого класса человеческих проблем.
|