Студопедия — ГУМАНИЗМ И АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГУМАНИЗМ И АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.






Эпоха Возрождения ХV – ХVI вв. – период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений. Термин Возрождение употребляется для обозначения стремления ведущих деятелей эпохи возродить идеалы и ценности античной культуры. Однако в этом значении термин «Возрождение» следует трактовать весьма условно. Возрождение означало на деле поиск нового, а не реставрацию старого. Пережитое, культурный потенциал и накопленный опыт будет оказывать воздействие, поскольку именно этот капитал является той экономической и культурной средой, в которой приходится действовать людям, ориентированным на его преодоление. Таким капиталом, наследием для мыслителей и деятелей эпохи Возрождения было Средневековье. Хотя Возрождение и противопоставляет себя христианству, но оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несёт на себе отпечаток многих её черт. Э поху Возрождения можно характеризовать как эпоху перехода, потому что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются основы буржуазных общественных отношений, прежде всего в сфере экономики, именно в этот период получают развитие науки, меняются отношения церкви и государства, формируется идеология секуляризма и гуманизма. Важнейшая отличительная черта мировоззрения эпохи Возрождения – ориентация на человека. На передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья в этой жизни, на Земле. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти своё место в жизни.

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Центральная фигура не Бог, а человек. Бог – на­чало всех вещей, а человек – центр всего мира.Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности и за­мыслах не может быть ничем ограничен. Ему всё по плечу, он может всё. Эпоха Возрождения характеризуется новым уровнем самосознания чело­века: гордость и самоутверждение собственной силы и таланта, жизнерадо­стность и свободомыслие становятся отличительными чертами передового человека того времени. Поэтому именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладающих ярким темпераментом, все­сторонней образованностью, выделяющихся среди людей своей волей, целе­устремлённостью, огромной энергией.

Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит ярко выраженный гума­нистический характер. Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Мысли­тели эпохи Возрождения, естественно, не могли быть атеистами или мате­риалистами. Они верили в Бога, признавали его творцом мира и человека. Бог, по их мнению, дал человеку свободную волю, и теперь человек дол­жен действовать сам, определять свою судьбу и отвоёвывать своё место в мире.В философии этой эпохи значительно ослаблены мотивы греховной сущ­ности человека, «испорченности его природы». Основная ставка делается на собственные силы человека. Оп­тимизм, вера в безграничные возможности человека присущи философии этой эпохи. Важным элементом мировоззрения является также культ творческой деятельности. Материально-чувственная деятельность, в том числе и творческая, приобретает своего рода сакральный характер. В ходе её человек не просто удовлетворяет свои земные потребности: он создаёт новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире – самого себя. В мировоззрении эпохи Возрождения про­исходит реабилитации человеческой плоти. В человеке имеет значение не только его духовная жизнь. Человек – это телесное существо. И тело – это не «оковы души», которые вечно тянут её вниз, обуславливают гре­ховные помыслы и побуждения. Телесная жизнь сама по себе самоценна. С этим связан широко распространённый в эпоху Возрождения культ Кра­соты. Живопись изображает, прежде всего, человеческое лицо и человеческое тело.

Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.)

Большинство из них опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение. Развивается и своеобразный скептицизм (Монтень). Создаются первые утопии, рисующие идеальное государство, – «Утопия» Т. Мора; «Город Солнца» Т. Кампанеллы и др.

Таковы общие характеристики мировоззрения эпохи Возрождения.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 789. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия