Студопедия — Проверяем себя. 1. В чем особенность художественного стиля речи?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проверяем себя. 1. В чем особенность художественного стиля речи?






1. В чем особенность художественного стиля речи?

2. Черты каких стилей вы можете увидеть в художественной речи?

3. Какую работу должен провести читатель, чтобы понять текст?

4. Как вы думаете, влияет ли жизненный опыт читателя на восприятие им художественного мира автора?

 

Раздел II. Культура речи

Подумаем

1. Как вы думаете, связаны ли между собой понятия “культура” и “культуры речи”?

2. Является ли важной для культуры речи эффективность общения, или достижение взаимопонимания?

3. Важны ли, на ваш взгляд, способы достижения понимания в диалоге?

4. Как вы думаете, тексты диалога должны соответствовать одному стилю и жанру?

Узнаём

Культура речи представляет собой часть общей культуры человека.

Культура речи – это область лингвистики, которая изучает речевую деятельность человека в разных условиях общения. С точки зрения культуры в речи в первую очередь оцениваются:

1. Цель и средства ее достижения;

2. Речь как процесс (речевое поведение);

3. Речь как результат (текст).

Таким образом, культура речевой деятельности включает в себя: культуру процессов речетворчества, речевосприятия и создания текста; культуру владения языком и несловесными средствами речи; культуру ответного реагирования на высказывание.

Коммуникативными качествами речи, по классификации, разработанной Б.Н. Головиным, являются: правильность, точность, чистота, логичность, богатство, выразительность и уместность.

Глава 1. Правильность речи

 

Узнаём

Правильной называется речь, соответствующая нормам русского литературного языка: орфоэпическим (произношения и ударения), словообразовательным, лексическим, морфологическим, синтаксическим.

Основные нормы закрепляются в различных словарях: орфоэпических, толковых, фразеологических, словарях синонимов, антонимов, паронимов, словарях сочетаемости слов и т. п.

Языковая норма является общепринятым обязательным порядком употребления языковых средств в речи. Эти нормы необходимы для того, чтобы люди правильно понимали друг друга, сохраняли языковые традиции, а также могли формировать языковой вкус.

Языковые нормы отражают как закономерности языковой системы, так и общественно-эстетические взгляды на слово, поэтому соблюдение норм предполагается с разной степенью обязательности. С этой точки зрения речь может оцениваться как правильная, допустимая и неправильная.

Существуют два типа норм – императивные (обязательные) и диспозитивные (восполнительные).

Императивные нормы в языке – это обязательные для реализации правила, отражающие закономерности функционирования языка. Примером императивных норм являются правила спряжения, склонения, согласования и т. п. Такие нормы не допускают вариантов. Например: алфав и т (не алф а вит), пр и нял (не прин я л), курица (не кура), благодаря чему (не благодаря чего).

Диспозитивные нормы – это те рекомендации, которыми руководствуется носитель языка в зависимости от ситуации общения, специфики высказывания. В словарях эти типы норм фиксируются следующими пометами: “неправильно”, “недопустимо”, “устарелое”, “специальное” и т.п.

Диспозитивные нормы допускают варианты, различающиеся стилистически, или являющиеся вариативными, например: в цехе (нейтр.) – в цех у (разг.), тв о рог – твор о г, п е тля – петл я, було[ ч] ная – було[ ш] ная.

В тех случаях, когда варианты ничего не привносят в смысловом, стилистическом и других отношениях, говорят обычно о дублетах. Например: волн а м – в о лнам, и скристый – искр и стый. Литературная норма стремится к освобождению от простых дублетов.

Появление вариантов нормы является следствием языковой эволюции и приводит в дальнейшем к узаконению нового варианта.

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 725. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия