Студопедия — Какие из нижеприведенных высказываний можно считать мировоззренческими и почему?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Какие из нижеприведенных высказываний можно считать мировоззренческими и почему?






—птицы летают по воздуху;

—захватнические войны несправедливы;

—день сменяется ночью, на смену ночи приходит день;

—мир создан Богом;

—рыбы живут в воде;

—жить в обществе и быть свободным от него нельзя.

 

3. Выстройте правильную логическую цепочку из слов, в которых отражен процесс становления мировоззрения личности: ценность, понимание, поступок, оценка, осознание, значимость.

4. Проведите анализ таких понятий, как «либеральное мировоззрение», «монархическое мировоззрение», «христианское мировоззрение», «коммунистическое мировоззрение», «научное мировоззрение». Есть ли между ними что-то общее?

5. Как соотносятся между собой такие группы понятий, как:

а) мироотношение, жизнепонимание, мироощущение;

б) самопознание, саморегуляция, самооценка?

6. Правильной ли является постановка вопроса о национальном мировоззрении? Из чего, в таком случае, оно может складываться?


Содержание

Предисловие........................................................ 3

Глава 1. Предмет и методы культурологии............... 5

1.1.Структура и состав современного культурологического знания 5

1.2. Общая классификация подходов

в культурологии............................................................... 9

Глава 2. Культура как явление общества............. 15

2.1. Сущность культуры.................................................. 15

2.2. Структура культуры................................................. 20

2.3. Функции культуры....................................................... 24

Глава 3. Проблемы типологии культур.

Культура и цивилизация................................................. 28

3.1. Проблемы типологии культур................................. 28

3.2. Понятие «цивилизация».............................................. 37

3.3. Взаимоотношение понятий «культура»

и «цивилизация».............................................................. 40

Глава 4. Язык и символы культуры.......................... 49

4.1. Сущность языка культур........................................... 49

4.2. Культура как мир символов и значений.................... 53

Глава 5. Сущность динамики культуры................... 64

5.1. Историческая динамика культуры.......................... 64

5.2. Культурные процессы.............................................. 66

5.3. Культурная изменчивость............................................ 68

Глава 6. Культурология и история культуры....... 77

6.1. Проблемы истории культуры.................................. 77

6.2. Линейно-прогрессистский подход

в трактовке истории культуры....................................... 83

Глава 7. Культурная картина мира........................ 94

7.1.Преемственность как фактор развития 94

7.2.Культура во времени и пространстве 99

7.3.Взаимопроникновение и взиамообогащение

культур 108

Глава 8. Культура и личность. 114

8.1.Личность как субъект культуры 114

8.2.Сущность и содержание культуры

Личности 118

8.3.Культура поведения,

Труда и общения личности 121

Глава 9. Ценностные аспекты мировоззрения

Личности 129

9.1.Аксиологический подход к

Сущности мировоззрения 129

9.2.Ценностные ориентации 141


[1] Шеллинг В. Система трансцендентального идеализма // Соч.: в 2 т. Т. 1. — М., 1987. — С. 447.

 

[2] Маркс К. Экономическо-философские рукописи // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. Т. 42. — С. 122.

 

[3] Тайлор Э. Б. Первобытная культура. — М., 1989. — С.18.

[4] Лосский Н. О. История русской философии. — М., 1991. — С. 19.

 

[5] Бердяев Н.А. Смысл истории. — М., 1990. — С. 164

[6] Бердяев Н.А. Судьба России. — М., 1990. — С. 11. Там же. С. 13.

 

[7] Шпенглер О. Закат Европы. - М.; Пг., 1923. - С. 20.

 

[8] Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1991. — С. 53).

 

[9] Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1991. — С. 51.

[10] Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. — С. 435-437.

 

[11] Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. — С. 436.

[12] Там же.

 

[13] Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. — М., 1994. — С. 136.

 

[14] Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. — М., 1990. — С. 397.

[14] Мечников И. Цивилизации и великие исторические реки. — М., 1995. — С. 355.

 

 

 

[16] Яковец Ю. В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы России. — М., 1994. — С. 18.

 

[17] Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. — Брянск, 1995. — С. 37.

[18] Лавров П.Л. Исторические письма / под ред. Л.И.Новиковой. — М., 1993.- С. 58.

 

[19] Бромлей Ю. В. Цивилизация в системе общественных структур: Цивилизация. Вып. 2 / под ред. М. А. Барга. — М., 1993. — С. 235.

 

[20] Рерих Н. К. Культура и цивилизация. — М., 1994. — С. 108-109.

 

[21] Флоренский П. Небесные знамения / Иконостас: Избранные труды по искусству. — М., 1993. — С. 312.

 

 

[22] Гете И. Максимы и рефлексии. — СПб., 1898. — С. 24.

 

[23] Лотман Ю. Беседы о русской культуре. — СПб., 1994. — С. 8-9.

 

[24] Левит С. Я. Культурология как интегративная область знаний // Культурология XX век: антология. — М., 1995. — С. 654-655.

 

[25] Иконникова С. Н. История культурологи. Идеи и судьбы. — СПб., 1996. — С. 11.

 

[26] Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. — СПб., 1996. — С. 9.

 

[27] Гуревич А.Я.. Избранные труды. Т. 2 — М. — СПб., 1999. — С. 20.

[28] Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. — М., 1978. — С. 441-442.

 

[29] Позитивизм (от лат. positivus — положительный) — направление в философии XIX — XX вв., считающее единственным источником истинного знания эмпирическую науку и отрицающее ценность таких видов познания, как философское, Религиозное и т. п.

[30] Географический детерминизм — направление в науке, в рамках которого влияние географической среды на общество, его культуру и социальное устройство считается определяющим

[31] Европоцентризм — установка общественной мысли на признании культурного доминирования Европы в истории мировой культуры и цивилизации. При таком подходе европейская культура рассматривается как эталон, высшая ступень в лестнице культур.

 

[32] Трубецкой Н. С. Европа и человечество. — София, 1921. — С. 65-69.

 

[33] Шпенглер О. Закат Европы. — М., 1995. — С. 13.

 

[34] Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1994. — С. 75.

[35] Каган М. С. Философия культуры. — СПб., 1996. — С. 310.

[36] Синергетика — это междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в 70-е г. XX в. Эта наука исследует общие закономерности и принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации в системах различной природы: Физических, химических, биологических, технических, социальных и т. д. В сферу изучения попадают нелинейные эффекты эволюции систем любого типа, кризисы и бифуркации — неустойчивые фазы существования, предполагающие множественность сценариев дальнейшего развития.

Каган М. С, Введение в историю мировой культуры. — СПб., 2003. — С. 278.

 

[37] Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. — СПб., 2003. — С. 281.

[38] Каган М. С. Философия культуры. — СПб., 1996. — С. 382.

 

[39] 1Гуревич А. И. Избранные труды. Т. 2. — М. — СПб., 1999. — С. 18.

[40] Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. — М., 1990. — С. 8.

 

[41] Бердяев Н. А. Судьба России. — М., 1918. — С. 97.

[42] Там же.

 

[43] Лихачев Д. С. Раздумья. — М., 1991. — С. 201.

 

[44] Бердяев Н. А. Сочинения. — М., 1956. — С. 93.

[45] Там же. С. 94.

 

[46] Лихачев Д. С. Раздумья. — М., 1991. — С. 238.

 

[47] Артановспий С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. — Л., 1967. — С. 113.

 

[48] Зиммель Г. Социальная дифференциация. — М., 1909. — С. 87.

 

[49] Моисеев Н. Как далеко до завтрашнего дня... Свободные размышления. — М., 1995. — С. 275.

 

[50] Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992. — С. 218.

[51] Лавров П. Л. Три беседы о современном значении философии // Антология русской философии. — М., 1992. Т. 1. — С. 88-90.

[52] Федотов Г. Святые Древней Руси. — М-, 1992. — С. 365.

[53] Ницше Ф. Воля к власти. — М., 1995. — С. 135, 136.

[54] Лермонтов М. Ю. Маскарад // Избранное. — М., 1982. — С. 187.

[55] Ницше Ф. Воля к власти. — М., 1995. — С. 293.

[56] Швейцер А. Культура и этика. — М., 1973. — С. 78.

[57] Киреевский И. В. Избранные статьи. — М., 1984. — С. 271.

[58] Шлейермахер Ф. Д. Речи о религии. — СПб., 1994. — С. 281, 287.

[59] Рубинштейн М. М. Жизнепонимание— центральная задача философии // Философия и мировоззрение. — М., 1990. — С. 68.

[60] Хайдеггер М. Время и бытие. — М., 1993. — С. 17.

 

[61] Копнин П. В. Гносеологические и логические основы науки. — М., 1974. — С. 19.

 

[62] Арцишевский Р. А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. — Львов, 1986. — С. 74.

[63] Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Философия и ее проблемы. — СПб., 1912. № 1. — С. 133.

[64] Шлейермахер Ф. Д. Речи о религии. — СПб., 1994. — С. 289.

 

[65] Рубинштейн М. М. Жизнепонимание — центральная задача философии // Философия и мировоззрение. — М., 1990. — С. 70.

[66] Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — М., 1957. — С. 262.

[67] Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря // Судьба России. — М., 1990. — С. 228.

[68] Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Философия и ее проблемы. — СПб., 1912. Ш 1. — С. 133.

[69] Симонов К. М. Солдатами не рождаются. — М., 1989. — С. 13.

 

[70] Сагатовский В. Я. Русская идея: продолжим ли прерванный путь. — СПб.,
1994. — С. 21.

 

[71] Шестов Л. О втором измерении мышления (Борьба и умозрение) // соч.: в 2 т. Т. 1. — М., 1993. — С. 612.

 

[72] Там же. С. 613.

 

[73] Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. — М. — С. 134.

[74] Витгенштейн Л. Культура и ценность // Философские работы. — М., 1994. — С 414.

 

[75] Бердяев Н.А. Смысл истории. — М., 1990. — С. 162.

 

[76] Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. — С. 249.

 

[77] Бердяев Н. А. О назначении человека. — М., 1993. — С. 324.

[78] Ильин И. А. Основы христианской культуры // собр. соч.: в 10 т. Т. 1. — М., 1993. — С. 300.

 

[79] Ильин И. А. Путь духовного обновления // собр. соч.: в 10 т. Т. 1. — С. 40.

 

[80] Швейцер А. Культура и этика. — М., 1973. — С, 79.

 

[81] Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. — С. 277.

 

[82] Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. — СПб., 1908.

 

[83] Швейцер А. Культура и этика. — М., 1973. — С. 79.

[84] Шелер М. Философское мировоззрение // изб. произв. — М., 1994. — С. 3.

 

[85] Ильин И. А. Путь духовного обновления // собр. соч.: в 10 т. Т. 1. — М-, 1993. - С. 92-93.

[86] Достоевский Ф. М. Искания и размышления. — М., 1993. — С. 369.

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 660. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия