ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
þ Социальные функции науки. Закономерности развития науки
На протяжении истории представление о том, что такое наука, менялось. В античности наука понималась как составная часть деятельности, направленной на достижение какой-то цели, это как бы «теория» деятельности. Наукой владеет знаток своего дела, он знает, как надо делать и почему надо так поступать. Аристотель выделял три вида наук: 1) теоретические, умозрительные, высшие науки, которые познают свой предмет с помощью разума (философия, физика, математика); 2) практические науки (изучают начала государства: политика, этика, экономика); 3) творческие, ремесленные, низшие науки, которые изучают искусственные вещи: строительство, медицина, военное дело, поварское искусство и т. п. В XVII—XVIII в. наука рассматривалась как философия, когда знания приобретаются с помощью разума (в противовес знаниям, содержащимся в Библии). Все теоретическое и эмпирическое знание охватывалось понятием «философия». Все науки делятся на три раздела, в зависимости от свойств человеческой «души»: памяти соответствует наука истории; разуму — философская наука; воображению — поэзия. Философия делилась на следующие науки: естественная теология, естественная философия (физика и метафизика), философия человека (логика, медицина, косметика). С середины XIX в. наука противопоставляет себя не только знанию, содержащемуся в Священном писании, но и философии. Позитивисты (О. Конт) рассматривают философию как то, что предшествует науке, настоящему позитивному знанию о мире. Недостаток философии в том, что она не изучает реальность, а измышляет абстракции. В XX в. наука рассматривается как деятельность по производству объективно-истинного знания и результат этой деятельности — систематизированное, достоверное, практически проверенное знание. Наука – особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, и как следствие – прогнозировать. Наука — попытка увидеть мир, каким он является сам по себе, дать объективную картину реальности. Сущность науки: • достоверное обобщение фактов, истинное отражение исследуемых процессов, объективность; • выявление законов, управляющих процессами в объекте исследования; • предвидение тенденций развития и функционирования объекта; • контроль и управление процессами в объекте. Жизненный смысл науки: знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать. В XX в. научная деятельность была институционализирована, приобрела устойчивые социальные формы.
Как вид деятельности наука характеризуется: • определенной системой ценностей: ценность истины, ценность разума, ценность нового знания, ценность независимости суждений и готовности признать свои ошибки; • определенным набором технических устройств, аппаратуры, средств, используемых в научной деятельности; • совокупностью методов, используемых для получения нового знания; • способом организации научной деятельности.
Наука — сложный социальный институт, включающий три составляющих: • производство нового знания; • доведение знаний до их практического использования; • подготовка научных кадров.
Научные исследования включают: • использование методов научного исследования; • установление фактов, результатов наблюдений и экспериментов; • обобщение и объяснение фактов, построение гипотез и их проверка; • установление закономерных связей между фактами; • построение теории, законов, принципов; • философское истолкование данных науки; • накопление новых опытных данных; • коррекция, пересмотр прежних теоретических представлений.
Важнейшими закономерностями развития науки являются: • обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики; • относительная самостоятельность развития науки; • преемственность в развитии идей и принципов, теорий и понятий, методов и приемов науки; • постепенность развития науки, чередование периодов эволюционного развития и революционной ломки теоретических основ науки; • взаимодействие и взаимосвязь всех составных отраслей науки; • свобода критики, свободное столкновение различных мнений, научных гипотез; • дифференциация и интеграция научного знания; • математизация науки.
Современная наука не только обслуживает запросы производства, но и выступает в качестве предпосылки технической революции, развития производительных сил общества. Объем научной деятельности и продукции в XX в. удваивается каждые 5—10 лет. По предмету исследования науки делятся на следующие группы: естественные, социальные, гуманитарные, технические. Такие науки, как математика, логика, информатика и кибернетика, одними учёными выделяются в отдельный класс — формальные науки, иначе называемые абстрактными науками. Формальным наукам противопоставляются естественные и социальные науки, которые получают общее обозначение эмпирические науки. Другие же учёные считают математику точной наукой, а остальные когнитивными науками. По функции, целевому назначению выделяются: фундаментальные науки и прикладные науки (технические). По методу исследования выделяют: теоретические науки и эмпирические науки.
þ Научная и философская картины мира. Научные революции и смена типов миропонимания
Картина мира — это «образ мира», отражающий закономерности природы, совокупность создаваемых исследователями представлений об объектах внешнего мира, из которых логическим путем можно получить сведения относительно поведения этих объектов. Картина мира, которая складывается из существующих научных представлений о строении и развитии природы, называется естественнонаучной картиной мира. Научные картины мира изменяются в процессе развития науки и имеют относительный характер. Научная картина мира представляет собой систему общих представлений о мире, вырабатываемых на соответствующих стадиях исторического развития научного познания. Философская картина мира представляет собой систему наиболее общих философских понятий, принципов, концепций, дающую на определенном историческом этапе представление о мире в целом. Указанные картины мира не существуют изолированно, в отрыве друг от друга. Философская картина мира опирается на положения естествознания, подтверждающие и конкретизирующие ее положения и выводы. В свою очередь, естественнонаучная картина мира обязательно связана с философскими представлениями, свойственными той или иной эпохе. История научного познания сопровождалась периодической сменой картин мира, сменой парадигм. Парадигма — определенная совокупность общепринятых в научном сообществе на данном историческом этапе идей, понятий, теорий, а также методов научного исследования. Научные революции сопровождались сменой парадигм. Научные революции — это переломные этапы в развитии научного знания, решающие этапы в прогрессивном развитии знаний, радикально меняющие прежнее видение мира. Научные революции — не кратковременные события, а представляют собой более или менее длительный исторический период, поскольку коренные изменения в научных знаниях требуют определенного времени. Глобальная научная революция приводит к формированию совершенно нового видения мира, вызывает появление принципиально новых представлений о его структуре и функционировании, а также влечет за собой новые способы, методы его познания. В истории естествознания выделяют четыре глобальные научные революции. Первая научная революция произошла в период XV-XVI в., в эпоху перехода от средневековья к Новому времени, получившей название Эпохи Возрождения. Первая научная революция характеризовалась сменой космологической картины мира, (переход от аристотелевско-птолемеевской геоцентрической системы мира «Земля — центр мироздания» к гелиоцентрическому учению Коперника: «Земля — одна из планет, движущихся вокруг Солнца по круговым орбитам»). Учение Коперника подрывало опирающуюся на идеи Аристотеля религиозную картину мира. Коперник показал: • движение — естественное свойство небесных и земных тел, подчиненных некоторым общим закономерностям единой механики; • чувственное познание ограничено, оно неспособно отличать то, что нам представляется, от того, что в действительности имеет место (визуально нам кажется, что Солнце «ходит» вокруг Земли). Вторая научная революция (XVII в.) — рождение современной науки, нового механистического естествознания, у истоков которого стояли Галилей, Кеплер, Ньютон. Основные особенности: • применение метода научного рассуждения, математических расчетов и эксперимента; • заложены основы физики, открыты законы движения тел, падения тел, вращение Солнца вокруг своей оси (Галилей), законы движения планет вокруг Солнца, теории солнечных и лунных затмений (Кеплер), теории «вихрей в мировом космическом пространстве», аналитической геометрии (Р. Декарт), создание дифференциального и интегрального исчисления, теории «динамики» — учение о силах и их взаимодействии, законах движения, которые легли в основу механики как науки: закон инерции, закон ускорения тела, закон равенства действия и противодействия, закон всемирного тяготения (И. Ньютон); • законы механики распространялись на самые различные явления природы; • метафизический подход: все объекты изучаются как изолированные друг от друга, без учета их развития и взаимосвязей. Третья научная революция (с кон. XVII в. — до конца XIX в.) характеризуется диалектизацией естествознания. Основные открытия и положения: • попытки рассмотреть развитие Солнечной системы — космогоническая гипотеза Канта—Лапласа о происхождении Солнечной системы из газовой туманности; • учение об эволюции органического мира Лапласа под влиянием изменения условий окружающей среды; теория Дарвина о законах естественного отбора и эволюции животного мира, происхождения человека; теория клеточного строения растений и животных Шлейдена и Шванна; • открытие закона сохранения и превращения энергии: химическая, тепловая и механическая энергии могут превращаться друг в друга и являются равноценными (Майер, Джоуль, Колдинг); • вся природа — это непрерывный процесс превращения универсального движения материи из одной формы в другую; • открытие периодического закона химических элементов Д. Менделеева: свойства химических элементов изменяются в периодической зависимости от их атомных весов; открытие возможности получения органических веществ путем синтеза из исходных неорганических веществ (Ф. Велер) — законы химии едины для неорганического и органического мира; • принципы диалектики: принцип развития и принцип всеобщей взаимосвязи получили естественнонаучное обоснование; • разоблачение ошибочности натурфилософских механистических гипотез о наличии теплорода (тепловой жидкости), флогистона (горючей субстанции, «жизненной силы организма», электрических и магнитных жидкостей, мирового эфира); • формирование диалектико-материалистической картины мира (Энгельс, Маркс); • виды материи: вещество и поля (электромагнитное поле и др.); развитие науки к концу XIX в. заставило отказаться от естественнонаучных подходов к толкованию материи (отождествлявшись материю с атомами) и перейти к философскому ее пониманию; • переход от метафизико-механического понимания движения к диалектико-материалистическому пониманию (движение как способ существования материи; основные формы движения материи: механическое движение, физическое движение, химическое, биологическое, социальное движение); • переход к диалектическому пониманию пространства и времени как форм бытия движущейся материи; • диалектический принцип материального единства мира (открыты законы закономерного превращения одних видов материи в другие, одних форм движения в другие). Четвертая научная революция (XX в.) — формирование квантово-релятивистских представлений о мире. Основные открытия и положения: • открытие радиоактивного распада, электронов, позитронов; • создание квантовой теории строения атомов (Резерфорда—Бора); • создание теории относительности (А. Эйнштейн): зависимость свойств пространства и времени от движения материи и друг от друга; взаимосвязь закона сохранения массы с законом сохранения энергии — взаимопревращение видов материи и форм движения; • открытие волновых свойств материи (Л. Бройль), корпускулярно-волновая двойственность элементарных частиц: распространяются как волны, излучаются и поглощаются как частицы; • движение микрочастиц подчиняется законам квантовой механики, законы классической механики непригодны для микромира: положение микрочастицы в пространстве в каждый момент времени не может быть определено, внутриядерные процессы не могут быть объяснены, исходя из законов квантовой механики, так как она не отражает внутренние связи, структуру микрочастиц; • открытие сотен микрочастиц: элементарные частицы сами обладают внутренней структурой, состоят из кварков; • развитие генетики, расшифровка молекулы ДНК.
þ Научное познание и роль науки. Философия науки
Ведущую роль в развитии цивилизации сыграла и продолжает играть наука. Для многих людей нашего времени вера в науку в значительной мере заменила веру в Бога. Наука для этих людей стала играть роль религии, способной дать окончательные ответы на все коренные проблемы мира и человеческого бытия. В современной философии сформировалась «философия науки», которая изучает особенности научного познания, динамику научного знания и закономерности развития науки. В рамках философии науки выделяется ряд крупных школ: • неокантианство; • позитивизм и неопозитивизм; • критический рационализм; • философия и методология научного познания.
Неокантианство (кон. XIX в. — нач. XX в.) рассматривает познание не как отражение действительности, а как деятельность по созданию предмета познания вообще и науки в частности. Источником научного знания, по мнению неокантианцев, является не структура сознания познающего человека, а логическая структура науки. Конечной целью философии объявляется исследование логических основ точных наук. Логика исследует лишь правильность, закономерность и необходимость знания, но не истинность. Существует принципиальное различие между науками о природе (естествознанием) и науками о культуре, или о духе (обществознанием). Это различие обусловлено методологией этих наук. Ни одна наука не может отобразить действительность. Науки только по-разному преобразуют ее. Естественные науки абстрагируются от частного и особенного, упрощают действительность, выявляют всеобщие законы и научное мышление в этом случае номотетическое (законополагающее) Исторические науки и науки о культуре занимаются исследованием единичных, неповторимых явлений и событий, научное мышление в этом случае — идеографическое (описывающее особенное). Естественные науки используют генерализирующий (обобщающий), или номотетический, метод, а науки о культуре используют индивидуализирующий, идеографический, описывающий метод. Индивидуальное следует осмысливать через соотнесение с ценностями. Ценности — это независящая от субъекта реальность, это характеристики общественного сознания. Философия — это нормативное учение, учение о ценностях — аксиология. Ценности образуют самостоятельный мир «трансцендентального смысла», лежащий по ту сторону субъекта и объекта. Существует иерархия ценностей в процессе самоопределения человека. Выделяют шесть сфер духовной жизни (логика, эстетика, мистика, этика, эротика, религия) и соответствующие им типы ценностей: истину, красоту, надличностную святость, нравственность, счастье, личную святость.
Позитивизм (возник в XIX в., основоположник Огюст Конт) и неопозитивизм (возник в XX в.) призывают философию отказаться от метафизических абстракций, от неясных, усложненных рассуждений, преобразовать себя в духе требований естественных наук и изучать позитивное знание, то, которое поддается проверке эмпирическими и логико-математическими средствами. Конт сформулировал закон о трех стадиях интеллектуальной эволюции человека: 1) теологическая стадия, на которой все явления объясняются на основе религиозных представлений; 2) метафизическая стадия, на которой явления природы объясняются ссылкой на сущности вещей и причины; 3) позитивная, или научная, стадия. Науки не нуждаются в стоящей над ними метафизической философии, а должны опираться сами на себя. Науки не должны искать причины явлений и отвечать на вопрос Почему?, а лишь описывать как протекают явления. Новая философия должна раскрывать связи между отдельными науками, систематизировать частные знания, познавать общие закономерности, создавать систему научного знания, разрабатывать общенаучные методы познания. Представители логического неопозитивизма считают, что задача философии сводится к логическому анализу научных высказываний и обобщений, чтобы устранить из науки все научно не осмысленные высказывания и построить идеальные логические модели осмысленного научного рассуждения. Любое высказывание в науке и философии надо опытным путем проверить на истинность, на основе непосредственного чувственного опыта индивида. Однако многие высказывания науки невозможно свести к эмпирическому непосредственному опыту, поэтому неопозитивизм утратил свое влияние в философии науки. Критический рационализм (возник в XX в.; К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун) стал изучать не научные высказывания, а науку как целостную, динамичную, развивающуюся систему. Нельзя отделять эмпирический и теоретический уровень науки. Любое эмпирическое высказывание обусловлено какой-то теорией. Наука как целостное явление требует к себе разносторонних подходов: историко-научного, методологического, логического, психологического и т. п. Научные законы не сводимы к наблюдениям, поэтому опытным путем проверять их истинность не всегда возможно и принцип верификации не подходит для проверки истинности. Поэтому истинным можно считать такое научное высказывание, которое не опровергнуто опытом (принцип фальсификации). Если найдены такие условия, при которых хотя бы некоторые базисные высказывания теории ложны, то данная теория, гипотеза опровержима. Если опытное опровержение гипотезы отсутствует, то гипотеза может считаться истинной, или оправданной. Наука — это постоянный динамический процесс, в ходе которого критически пересматриваются имеющиеся научные достижения, развиваются, перестраиваются теории, появляются принципиально новые научные гипотезы. Научное познание осуществляется не учеными-одиночками, а сообществом ученых-профессионалов, действующих по своим правилам, например, арбитром для разрешения научных споров выступает не общество людей в целом, а компетентная профессиональная группа ученых. Сообщество ученых объединяет единый стиль мышления, признание определенных фундаментальных теорий, научных парадигм, которые предопределяют модель постановки проблем и их решения. Каждая из научных теорий создается в рамках той или иной парадигмы. Теории, существующие в рамках различных парадигм, не сопоставимы. В контексте новых парадигм старые теории получают новое содержание, иную интерпретацию. Развитие науки представляется Т. Куном как скачкообразный революционный процесс, сущность которого выражается в смене научных парадигм. На каждом историческом отрезке в рамках сообщества ученых складывается определенная парадигма, и развитие науки в какой-то период идет в рамках данной парадигмы (идет накопление эмпирического материала — период «нормальной науки»). Постепенно возникают причины для сомнения в ясности и обоснованности общепринятых теоретических положений, парадигма расшатывается и наступает кризис исходных понятий в данной парадигме. Переход к новой парадигме происходит в борьбе, не может основываться на чисто рациональных доводах, а требует вовлечения волевых факторов: веры и убеждения ученого в правоте нового подхода, новой идеи. Переход к новой парадигме, принятие такого решения могут быть основаны только на вере, поскольку убедительного логического и опытного обоснования новой парадигмы еще нет. Постепенно логические и рациональные основания новой парадигмы углубляются и новая парадигма завоевывает в сообществе ученых все больше сторонников, до тех пор пока она не займет доминирующие позиции и не превратится в «нормальную науку». Таким образом, наука — это постоянный критический пересмотр знаний, это смена парадигм, это революции в изменении стиля мышления, методологии и методике научного исследования. Если научно-исследовательская программа может теоретически предсказать новые факты, может объяснить больше, чем конкурирующая научная программа, то она вытесняет последнюю. История развития науки — это история борьбы и смены конкурирующих исследовательских программ (И. Лакатос). Внутренняя история науки базируется на движении идей, методологии, методике научного исследования, а внешняя история науки — это формы организации науки и личностные факторы научного исследования. Философ П. Фейерабенд считает, что ученые должны стремиться создавать теории, несовместимые с уже существующими и признанными, что ускоряет развитие науки (принцип пролиферации — размножения теорий). Разные теории имеют разные наборы постулатов, терминов, и значения их терминов несопоставимы друг с другом. Поэтому конкурирующие и альтернативные теории нельзя сравнивать, и развитие науки иррационально: новые теории могут побеждать не в силу того, что они ближе к истине и лучше соответствуют фактам, а благодаря пропагандистской деятельности их сторонников. В настоящее время наука представляет собой одну из форм идеологии и ничем не отличается от мифа и религии (Фейерабенд). В отечественной философии разрабатывается концепция «методологии научного познания» (В. С. Степин, В. С. Швырев, П. Ф. Юдин и др.). Научное познание рассматривается как исторически меняющаяся деятельность, которая детерминирована характером исследовательских объектов, а также социальными условиями, свойственными исторически определенному этапу развития цивилизации. Современная наука состоит из различных областей знаний, взаимодействующих между собой, и в то же время имеющих относительную самостоятельность. Наука — это сложная самоорганизующаяся система, которая в своем развитии порождает новые относительно автономные подсистемы и новые интегративные связи. Эмпирическое исследование изучает явления и их взаимодействия, выявляет эмпирические зависимости в ходе наблюдений, экспериментов как результат индуктивного обобщения опыта (вероятностно-истинное знание). Теоретический уровень познания состоит в познании сущности явлений, их законов, опирается на мысленный эксперимент, на применение методов построения теории: аксиологический, гипо-тетико-дедуктивный, метод восхождения от абстрактного к конкретному и т. д. Существует опасность отрыва научно-теоретического сознания от живой действительности, превращение теоретических конструкций из средств адекватного постижения мира в догматические концепции (в форме тоталитаристской идеологии и в форме конформистского сознания). Науки имеют три типа оснований: идеалы и нормы научного исследования, научную картину мира и философские основания. Научное познание регулируется определенными идеалами и нормами (идеалы научного познания: доказательность и обоснованность знания, объяснение и описание фактов, построение и организация знания). Нормы описания в науке выражают стиль мышления конкретной эпохи: нормы описания в средневековой науке отличаются от норм современной науки. Научная картина мира — второй тип оснований науки; она складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. Научная картина мира выступает не просто как форма систематизации знания, но и как исследовательская программа, которая определяет постановку задач эмпирического и теоретического поиска и выбора средств их решения. Философские идеи и принципы обосновывают идеалы и нормы науки, содержательные представления научной картины мира, обеспечивают включение научного знания в общую культуру человечества. Наука — это цивилизационный феномен, она бурно развивается в техногенной цивилизации. Характерной чертой этой цивилизации является быстрое изменение техники и технологий благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Следствием такого применения являются технические и научно-технические революции, меняющие отношение человека к природе и его место в системе производства. Предпосылка техногенной цивилизации в культуре Западной Европы закладывалась со времен античности, а в XVII—XVIII в. складываются основания науки: идеалы и нормы, научная картина мира, философские установки – вера в ценность научно-технического прогресса и науки как основы управления социальными процессами и развитием техники. Эти ценности не подвергались сомнению до конца XX столетия, пока техногенная цивилизация не столкнулась с глобальными проблемами, порожденными научно-технологическим развитием. Сейчас во всех бедах человечества обвиняют уже науку и технику.
þ Структура, методы и формы научного познания
Научное познание отличается от всех других видов познания использованием специально разработанных методов.
|