Студопедия — Часть 3. Клиническая психология. ми на естествоиспытателей и кострами инквизиции
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Часть 3. Клиническая психология. ми на естествоиспытателей и кострами инквизиции






ми на естествоиспытателей и кострами инквизиции. Вначале связь с антич­ным миром была достаточно сильна. Обучение строилось на основе антич­ной философии и естественнонаучных достижений Гиппократа, Галена, Ари­стотеля. Затем знание приходит в упадок, наступают времена мистики и каббалистики, расцветает алхимия и вплоть до XIII в. длятся «темные» годы. Психология в Средние века приобретает этико-теологический характер, опи­раясь на томистскую философию Фомы Аквинского. Развитие представлений о психике в этот период резко замедлилось. Вместе с тем на Востоке накапли­вались знания об анатомо-физиологических особенностях человеческого орга­низма как основе душевной жизни. После падения Александрии, в библиоте­ках которой хранились рукописи греко-римской медицины, ученые и врачи нашли приют в Персии, вскоре завоеванной арабами. Таким образом остатки вывезенных рукописей попали к арабским ученым, и с середины VII в. в на­уке стали распространяться идеи воскресшего эллинизма. В трудах Авицен­ны (Ибн-Сины), Альгазена, Аверроэса (Ибн-Рушда) акцент ставился на обус­ловленности психических качеств и их расстройств естественными причинами, подчеркивалась зависимость психики от условий жизни и воспитания.

С XIV в. в Италии начинается новая эпоха Возрождения, характеризую­щаяся деятельностью великих гуманистов Данте, Петрарки, Бокаччо. Их твор­чество приводит вновь, как в античности, к «открытию» Человека. Изобрете­ние книгопечатания Гутенбергом в Германии (XV в.) осветило путь гума­низма к реализации своей просветительской задачи. Открытия Коперника, Бруно, Галилея находились у истоков классической науки Нового времени. Бурно развивались медицина, анатомия и физиология в разных странах Европы. Парацельс представил новый взгляд на природу человеческого орга­низма и методы лечения болезней. Анатомическая школа Везалия, пришед­шая на смену анатомии Галена, в поисках материального субстрата психи­ческих процессов, детально описала плотное вещество мозга, что позволило исследователям того времени вновь вернуться к представлениям о неделимо­сти психического. Немецкие схоласты Гоклениус и Кассман впервые ввели в научное обращение термин «психология» (1590). Возросший интерес к пси­хологическим явлениям обеспечил фактическую базу для более поздних ус­пехов психологического анализа Бэкона и Декарта.

Английский философ Бэкон отказался от изучения общих вопросов, свя­занных с природой возникновения души, и сконцентрировал свои научные усилия на эмпирическом описании ее процессов. Отказ от изучения души как особого предмета и переход к исследованию душевных процессов готовили предпосылки для становления новых взглядов на сознание и отмирание на­уки о душе.

В это же время французским философом и математиком Декартом, за­нимавшимся физиологическими исследованиями, разрабатывается понятие о


Глава 10. Становление и развитие клинической психологии ■ 273

рефлексе (хотя самого термина еще не было). По его схеме, взаимодействие организма с окружающими телами опосредуется нервной машиной, по сути — автоматом, состоящим из мозга как центра и «нервных трубок», рас­ходящихся от него. Внутри каждой из трубок находится натянутая нить, со­кращающаяся, когда на ее периферический конец воздействует какой-то вне­шний предмет. В результате открываются клапаны, благоприятствующие пе­ремещению «животных духов» от мозга к мышцам и сокращение последних. Душа соединена со всем телом, и, особенно — с небольшой шишковидной железой, находящейся в середине мозга. Эта железа улавливает малейшие движения живых духов и даже может под воздействием впечатлений направ­лять их к мышцам. Таким образом действия внешних предметов на оконча­ния нервов признавались приоритетными в качестве причины двигательных актов. Впервые источником возникновения психического становится стимул, вынесенный за пределы организма.

Спиноза, развивая монистическое учение о субстанции, преодолел дуа­лизм Декарта и на основе своих идей оригинально подошел к проблеме по­знания и аффектов. Он различал три рода познания — абстрактные поня­тия отдельных вещей, общие идеи о существенных свойствах вещей и инту­итивное познание, при котором существенное и индивидуальное выступа­ют в их подлинном единстве в форме конкретных идей. Тем самым Спи­ноза наметил движение познания от абстрактного к конкретному. Он же выделил три основных аффекта — желание, удовольствие и неудовольствие. Аффекты различаются в зависимости от объектов, со стороны которых че­ловек подвергается воздействиям. Из этих первичных аффектов образуется все многообразие страстей человека. Психология Спинозы — новый после Декарта, важный шаг в становлении сознания как объекта психологичес­кого изучения. Вместе они составляют рациональную линию в трактовке сознания. Происходит окончательное выделение сознания как предмета ис­следования, что в свою очередь влияет на формирование новых теоретичес­ких основ психологии. Возникают предпосылки для возникновения эмпи­рической интроспективной и ассоционистской психологии.

Главной целью «отца» эмпирической психологии Локка было исследо­вание происхождения достоверности и объема человеческого познания. Кри­тикуя схоластов за представление о врожденности знания, Локк настаивал на том, что только опыт, как индивидуальная история жизни человека, яв­ляется источником знания. Формирование идей он связывал с понятием ас­социации и впервые ввел этот термин в науку. Локк рассматривал созна­ние как обязательный признак психических явлений, объединяющий также переживания, и формирующий из этого единства личность. Учение Локка об опытном происхождении душевной жизни завоевало популярность в на­учных кругах того времени и оказало значительное влияние на развитие идей таких ассоционистов, как Беркли, Юм, Гартли.








Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 493. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия