Студопедия — Павел Наранович - один из пионеров обезболивания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Павел Наранович - один из пионеров обезболивания






В плеяде русских хирургов первой половины XIX в., предшественников и современников великого Пирогова, следует назвать профессора Петербургской медико-хирургической академии Павла Андреевича Нарановича (1801-1874). Воспитанник Петербургской медико-хирургической академии, он еще в студенческие годы увлекся анатомией и с 1824 по 1830 г. на кафедре анатомии был сначала помощником прозектора, а потом прозектором. Особенно успешно работал Наранович под руководством И.В. Буяльского.

Помимо анатомии, Наранович много занимался практической хирургией. В 1830 г. его направили главным хирургом в действующую армию, там в полевых условиях он произвел много операций. В 1836 г. он выдержал экзамен на степень доктора медицины и хирургии и защитил диссертацию «Рассуждение о грыжах». Еще ранее, в 1833 г., он стал «исправляющим должность адъюнктпрофессора анатомии» и помощником управляющего хирургическим инструментальным заводом, а в 1858 г. после выхода в отставку Н.И. Пирогова стал директором технической части завода.

В течение нескольких лет Наранович преподавал в академии частную хирургию и хирургическую анатомию и одновременно был помощником главного доктора 1-го военно-сухопутного госпиталя, а затем заведовал кафедрой описательной анатомии, не прекращая активной хирургической деятельности в военных госпиталях и гражданских больницах Петербурга. В 1858 г. он стал лейб-хирургом, а также консультантом Обуховской, Мариинской и Петропавловской больниц. В 1862-1867 гг. он возглавлял академическую хирургическую клинику.

П.А. Наранович по праву считается одним из пионеров отечественной анестезиологии. В феврале 1847 г. он начал свои «опыты с парами серного эфира» в 1-м Петербургском военно-сухопутном госпитале. С помощью эфирования, как называли в XIX в. эфирный наркоз, он проделал в феврале-марте 1847 г. у 20 больных различные операции. Среди них были и довольно простые (удаление корней зубов, разрез свища), и весьма сложные (ущемленная грыжа). Анализируя обезболивание при этих операциях, он писал, что «при надлежащем устройстве дыхательного прибора эфирные пары будут действовать верно на каждого, кто только в состоянии вдыхать эти пары».

Наранович подробно проверил также действие эфира в экспериментах на животных. Собственный опыт позволил ему выступить в защиту эфирного наркоза, несмотря на то, что некоторые авторитетные зарубежные ученые (например, известный французский физиолог Мажанди) высказывались против его применения в хирургии. Высоко оценивал он и опыты «с применением действия паров серного эфира через прямую кишку», указывая, что «опыты эти произведены уже с успехом при многих операциях известным нашим профессором Пироговым». Вместе с тем Наранович советовал хирургам при использовании для обезболивания паров

эфира соблюдать определенные правила, например давать вдыхать больному не чистые пары эфира, а в смеси с атмосферным воздухом.

Ряд работ П.А. Нарановича был посвящен военно-полевой хирургии. Так, в 1864 г. во время войны между Пруссией и Данией он посетил несколько перевязочных пунктов, военно-временных лазаретов и госпиталей прусской армии. Отметив хорошую организацию дела, он подчеркнул преимущества женского ухода за ранеными - в прусских госпиталях этим занимались монахини. Пристальное внимание обратил он на лечение раненых, увидев здесь немало недостатков. Так, он критиковал методы лечения раненых после операции, в особенности использовавшийся способ перевязки ран без применения бинта и липкого пластыря. Внимание русского хирурга привлекло частое использование «кровавого шва», а также неумеренное употребление холода на рану. В то же время Наранович с похвалой отозвался о проведении прусскими хирургами различных операций, в частности об операциях Ф. Эсмарха, с которым он познакомился в те дни, о консервативнохирургических методах лечения.

Интересными для медицинской общественности России были наблюдения П.А. Нарановича, сделанные в хирургических клиниках Берлина. Например, частые травмы бедра у берлинских строителей навели его на мысль создать в Петербурге «особое устройство в виде поликлиники, для призрения больных со всякого рода механическими повреждениями». Термин «поликлиника» Наранович употреблял не в современном понятии, а для обозначения специальной травматологической клиники.

Представляли интерес и другие труды Нарановича по хирургии. Среди хирургических заболеваний того времени нередки были «холодные нарывы» - нарывы, которые развивались без воспаления, медленно, а располагались поверхностно. П.А. Наранович предложил (1857) свой способ лечения этих заболеваний. Отвергая широко применявшиеся тогда фонтанели, мушки, заволоки, раскаленное железо, предупреждая об опасности вскрытия, он рекомендовал втирать в поверхность нарыва мазь с азотнокислым серебром, предварительно проколов опухоль троакаром и осторожно выдавив оттуда жидкость.

Наранович был энтузиастом применения в хирургии новых инструментов и приборов. Так, в 1857 г. он сообщил на заседании

Общества русских врачей о новом инструменте - экразере французского хирурга Шассеньяка. Одним из первых среди хирургов он горячо поддержал (1858) появившийся тогда офтальмоскоп (глазное зеркало) - офтальмология была в то время частью хирургии. Привлекли внимание его сообщения о пинцете «для остановки кровотечения из срамной артерии» и о пинцете «для зажатия артерии при вырезывании губы», о пиле «для частного отнятия стопы и ручной кисти» и о пинцете «для разведения губ раны при боковом сечении мочевого пузыря», о хирургической игле с ручкой, тисках для ущемления складки кожи при операции над заворотом век внутрь и о рычаге для вправления вывихов нижней челюсти и т.д.

Видные русские хирурги высоко ценили практический опыт П.А. Нарановича, к нему направлял своих пациентов такой опытный хирург, как Н.Ф. Арендт. У Нарановича была большая практика в Петербурге: он консультировал и в военных госпиталях, и в гражданских больницах. Профессор Наранович «славился как хирург, совмещая в себе все лучшие свойства идеального оператора: доброту души, мягкость характера, нежность приемов и сочувствие больному, - писал о нем журнал «Медицинский вестник». - Под его руками боль почти переставала быть болью и страх перед хирургическою операциею, когда не было еще ни эфира, ни хлороформа, наполовину ослаблялся уверенностью в добросердечии оператора».

Первая половина XIX в. характеризовалась становлением и развитием хирургии как науки и важнейшей отрасли медицины. Многовековое развитие оперативных методов лечения завершалось созданием фундамента, на котором уже вскоре возникла новая современная хирургия. Всего через несколько десятилетий должна была начаться новая эра, которая вошла в историю медицины как эра антисептической или, проще говоря, современной хирургии.

Развитию медицины и хирургии в Европе в начале и первой половине XIX в. краткую, точную, хотя, пожалуй, и субъективную характеристику, дал Н.И. Пирогов: «Я застал еще в Берлине (в 30-х гг. - М.М.) практическую медицину почти совершенно изолированной от главных реальных ее основ: анатомии и физиологии... Сама хирургия не имела ничего общего с анатомией».

Без прочной анатомической и анатомо-физиологической основы хирургия и медицина в целом, не могли добиться больших успехов, поэтому естественным было стремление лучших представителей оперативного искусства опираться в своей деятельности на достижения анатомии и физиологии (а такие достижения в первой половине столетия были очевидны).

Анатомическое и анатомо-физиологическое направления в хирургии благодаря деятельности таких хирургов, как Дюпюитрен, Буяльский, Купер и, конечно же, Пирогов, в первой половине XIX в. стали фундаментом хирургии и значительно расширили сферу ее влияния. Прикладная и топографическая анатомия, тесно связанная с оперативной хирургией и бывшая для нее прочным фундаментом, помогла появлению новых оперативных методов, совершенствованию техники хирургических вмешательств.

Развитию хирургии, как и всей клинической медицины, во многом способствовали экспериментальные исследования, благодаря которым формировался также функциональный подход к проблемам диагностики и радикальной терапии, поискам более рациональных методов распознавания и лечения болезней. Этапными для хирургии и всей клинической медицины стали экспериментальнохирургические исследования российских хирургов Н.И. Пирогова и В.А. Басова: они прокладывали путь для появления новых методов патогенетической и этиотропной терапии.

            стр. 86 из 88

Развитию хирургии в начале и первой половине XIX в. в немалой степени способствовали войны, недаром говорится, что хирургия - дитя войны. Кровопролитные сражения и битвы наполеоновских войн сопровождались огромными жертвами, множеством раненых. Хирурги пытались помочь им своими операциями, которые в определенной степени совершенствовались.

Диапазон хирургической активности в это время все еще ограничивался главным образом «наружными страданиями», заболеваниями на поверхности человеческого тела. Самыми ходовыми операциями продолжали оставаться камнесечения, ампутации и резекции, разрезы по поводу гнойных процессов, трепанации черепа, а также некоторые пластические операции. Начали, правда, выполняться и такие вмешательства, как перевязка сосудов при аневризмах, грыжесечения и некоторые другие. Однако самыми злыми врагами хирургов все еще оставались различные послеоперационные осложнения: гангрена, рожистые воспаления, омертве-

ние тканей - бороться с ними пытались всеми способами, но, к сожалению, безуспешно, что значительно ограничивало возможности оперативного лечения.

Однако в середине XIX в. в хирургии произошло событие огромной важности - появился наркоз. Это выдающееся открытие имело непреходящее значение, так как позволило хирургам работать без спешки, более тщательно выполнять все хирургические манипуляции, и, по существу, ознаменовало рождение современной хирургии. Весть о замечательном открытии, сделанном в США, быстро достигла Европы - новинку сразу оценили и начали применять хирурги всех стран, и в том числе России. Именно тогда благодаря появлению универсальных методов борьбы с болью в хирургии был сделан первый шаг к началу новой эпохи, наступившей уже во второй половине столетия и характеризовавшейся наряду с внедрением обезболивания распространением антисептики и асептики

Контрольные вопросы

1. Почему XIX век стал веком науки?

2. Каковы были успехи клинической медицины и хирургии в Европе?

3. Правда ли, что с появлением обезболивания началась современная хирургия?

4. Что вы знаете о первой русской научной хирургической школе?

5. Каков был вклад в хирургию Ефрема Мухина?

6. Почему хирурги не смогли спасти Александра Пушкина?

7. В чем заключался «исключительный талант» Ильи Буяльского?

8. Какими были известные московские хирурги Гильтебрандты?

9. Чем завоевал авторитет хирург-консерватор Федор Иноземцев?

10. Каковы были мировые приоритеты хирурга Василия Басова?

            стр. 88 из 8
 






Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 820. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия