Социальная сущность и доктрины народничества
Крупнейшим движением второй половины XIX в. являлось движение революционных разночинцев, получившее название народнического движения. На своих различных этапах оно представляло собой широкий спектр различных течений: от революционно-демократического до умеренно-либерального и доже консервативного. Идеология народничества как общественно-политического движения оформляется к концу 60-х – началу 70-х г.г. XIX в. Народничество выражало протест как против остатков крепостничества, так и против капитализма " с точки зрения крестьянина". Поэтому оно считается идеологией крестьянской демократии в России. В основу народничества легла теория русского (или крестьянского) социализма, главные положения которой были разработаны в 1850-х гг. А.И.Герценом и Н.Г.Чернышевским. Народничество основывалось на системе взглядов о " самобытном" пути развития России, о ее переходе к социализму путем крестьянской революции на основе крестьянской общины, минуя капиталистическую стадию развития. Вдохновленными Н.Г.Чернышевским его петербургскими сподвижниками, братьями Н.А. и А.А.Серно-Соловьевичами, А. А.Слепцовым, Н.Н.Обручевым, Н.И.Утиным в конце 1861г. было создано тайное общество " Земля и воля". Это стало первой в истории русского освободительного движения попыткой создания политической партии, хотя и не в современном смысле. Речь шла о совместных действиях групп и кружков, имевших единый координирующий центр и общую идейную платформу. Само название организации выражало главные ее лозунги: передачу земли тем, кто ее обрабатывает, уничтожение самодержавия и замену его народовластием. Краеугольным камнем экономической теории народников стал вопрос о характере пореформенного развития России. Их заслугой была постановка вопроса о капитализме в Российской империи. Но к его решению они подходили с точки зрения интересов мелких производителей. Народники боялись капитализма, видели в нем только упадок и искали средства, которые позволили бы его избежать. В своей экономической теории они противопоставляли капитализму якобы специфическое русское " народное производство" – крестьянскую общину, артель и кустарное производство. Идеализируя крестьянскую общину, народники считали ее уже готовым " зародышем социализма", а русского крестьянина – " коммунистом по инстинкту, по традициям", стоящем гораздо " ближе к социализму, чем лишенные собственности рабочие Западной Европы". Крестьянская социалистическая революция считалась народниками непосредственной целью их движения, определяющей его тактику и организационные формы. Поворот к " действующему народничеству", обусловленный социально-политическим развитием самой России, происходил под сильным влиянием общеевропейского и международного социалистического движения и в сложном взаимодействии с ним. 60-е и начало 70-х г.г. XIX в. ознаменованы подъемом освободительной борьбы в различных странах мира. В 1864 г. создано Международное Товарищество Рабочих – Первый Интернационал. Самой вершины общеевропейский революционный подъем достиг в Парижской коммуне 1871г. Народнический социализм, несмотря на свою утопичность, стимулировал крестьян к решительной борьбе против остатков крепостничества в России, способствуя тем самым быстрейшему становлению капиталистических отношений в стране.
|