Студопедия — Хохломская роспись по дереву
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Хохломская роспись по дереву






Всемирно известные хохломские изделия изготавливают главным образом в Нижегородской области. Одно предприятие

хохломской росписи находится в городе Семенове, другое в селе Семино (100 км от Нижнего Новгорода). Искусство хох­ломской росписи зародилось в конце XVII века. Свое назва­ние оно получило от села Хохлома, где проводились в про­шлом большие ярмарки. На них продавалась деревянная по­суда, в основном крашеная или, иначе, расписная.

Хохломские изделия - ковши, братины, ложки, постав­цы - изготавливаются из липы или березы. Так называемое «белье» - неокрашенные деревянные заготовки, покрывают грунтом, шпаклюют и смазывают олифой три-четыре раза, просушивая каждый слой. На высушенную поверхность по­следнего слоя олифы наносится алюминиевый порошок. По­лучается блестящая «серебряная» поверхность. Далее по­верхность хохломского изделия расписывается масляными красками свободным кистевым приемом без предварительно­го рисунка.

В хохломской росписи различают два вида орнамента -«травный» и «под фон». Наиболее древним являются «трав­ные» узоры. Они выполняются в технике так называемого «верхового» письма. В нем цветочный орнамент наносится силуэтом поверх серебряного фона, который после дальней­шего нанесения лака и закалки в печи при температуре 100-110°С становится «золотым». К «верховому «письму отно­сятся росписи «травка», «пряник», «под листок», «березка», «растительно-травный орнамент».

Орнамент «под фон» включает такие росписи, как «фон», «древко» и «Кудрину». Роспись «фон» чаще всего ис­пользовалась для создания праздничной посуды - больших блюд, пивных кружек, ковшей. Роспись выполнялась сле­дующим образом: на покрытую алюминиевым порошком по­верхность изделия наносили черной краской контуры орна­мента - стеблей растений, листьев, различных ягод и цветов; затем художник «отписывал», т.е. закрашивал фон между

 

элементами рисунка. Сами стебли, листья, цветы, плоды ос­тавались блестящими. После закраски фона эти элементы «разживлялись». По высохшему фону между листьями, цве­тами, ягодами размещалась травка.

Исторически «Кудрину» во многом определила декора­тивная культура русского барокко. Узоры из «кудрявых» ли­стьев, образованных золотыми завитками, часто встречаются на чеканных окладах икон, заставках рукописных книг XVII-XVIII столетий. На формирование этого типа росписи в сере­дине XIX века оказало влияние также и искусство резьбы по дереву, которой заволжские мастера традиционно украшали дома.

Обратимся к технологии орнамента «Кудрины». На де­ревянную «алюминиевую» поверхность наносят черной крас­кой тонкой линией контур цветов, листьев, бутонов и по обе стороны стебля разнообразные завитки — «кудри». Внутри орнамента для придания ему большей выразительности нано­сятся разнообразные тонкие «разживки». Необычны и сами цветы, которые часто имеют фантастический характер. Ино­гда в силуэты лепестков и листьев вкрапливаются яркие цве­товые пятна, композиционно объединяющие орнамент и фон. Более четко рисунок проявляется лишь при закраске фона черной или красной краской. Но в целом за счет незакрытых фоном крупных цветов, стеблей, листьев в орнаменте преоб­ладает золотой цвет. Это придает росписи особую торжест­венность.

Палитра хохломской росписи строго ограничена. В нее включаются красный, черный, зеленый и желтый цвета. Од­нако, умело их варьируя и сочетая с золотом, художники дос­тигают исключительной праздничности, нарядности и деко­ративности своих изделий.

В настоящее время хохломской росписью украшают многочисленные изделия, напоминающие о быте наших предков и входящие в современный повседневный обиход. Это декоративные ковши, деревянные ложки, сервизы для

варенья, подставки, сахарницы, декоративные панно и дет­ская мебель.

Все они несут свет и радость, воплощают вечно живые народные идеалы красоты и совершенства.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 922. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.025 сек.) русская версия | украинская версия