Студопедия — Основной морфологический закон в природе
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Основной морфологический закон в природе






 

Пропорция – связь, соединяющая внутри сложного целого составляющие его части, то есть движение от одного размера к другому. Пропорция является составным элементом категории меры и выражает закономерность структуры эстетического образа. Издревле в пропорционировании художники видели объективную основу красоты.

В основе гармоничных пропорций лежит порядок, определённые математические зависимости и закон равновесия. Пропорции называют внутренней красотой вещи, поэзией чисел и геометрии. Сила пропорций – в непосредственном эффекте гармонизации.

Слово «пропорция» ввёл в употребление Цицерон в I веке до н. э., переведя на латынь платоновский термин «аналогия», который означал «соотношение». С тех пор, вот уже две тысячи лет пропорцией в математике называется равенство между соотношениями четырёх величин a, b, c и d.

a/b = c/d

 

Выделяют два основных вида пропорций в композиции – простые (целочисленные) и сложные (иррациональные). Простые пропорции строятся на простых рациональных числах. Простую пропорцию называют арифметической или модульной, поскольку в ней имеется единая исходная величина, которая служит мерой всех частей (модуль). Модулем в композиции служит размер какой-либо части данной вещи, предмета.

В простых отношениях числовая зависимость величин выражена дробным числом, где числитель и знаменатель. На отношении 1: 1 строятся простейшие геометрические формы – квадрат, куб. Отношения 1: 2, 1: 3, 1: 4, 1: 5, 1: 6 в прямоугольной форме дают повторение квадрата целое число раз. Отношения 2: 3, 2: 5, 3: 4, 3: 5, 5: 6 содержат в себе модуль, укладывающийся целое число раз в каждой геометрической величине, входящей в отношение.

 
Вторую пропорциональную систему можно назвать геометрической или иррациональной, поскольку в ней решающее значение имеют геометрические построения, основанные на несоизмеримом (иррациональном) отношении величин. Геометрические пропорции основываются на равенстве отношений и проявляются в геометрическом подобии членений и форм.

Разновидностью геометрической пропорции является гармоническая. На рис. 4.6 графически выражена взаимосвязь средней арифметической (OD), геометрической (BD) и гармонической (FD) величин.

 

Рис. 4.6. Построение среднеарифметического, геометрического

и гармонического отрезков

 

Рисунок включает треугольник √ z, и иллюстрирует связь величин так называемого “золотого сечения”. “Золотое сечение” было известно еще художникам и архитекторам античности. В эпоху Возрождения эту пропорцию называли “божественной”, по-видимому, потому что она обладает замечательным свойством рядов сложения, отражающих идею роста: каждый последующий член такого ряда есть сумма двух предыдущих членов.

Простейшим рядом сложения является целочисленный ряд “золотого сечения”: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233 и т. д., называемый “рядом Фибоначчи”, по имени открывшего его в 1202 г. знаменитого итальянского математика Леонардо Пизанского, более известного по прозвищу Фибоначчи.

 
“Золотое сечение” обладает исключительной особенностью: в отрезке, разделенном на две части, в отношении “золотого сечения” образуется пропорция, в которой меньшая часть так относится к большей, как большая ко всему отрезку, т. е. к сумме двух частей: а/в = в/а + в. Ряд “золотого сечения” выражается следующими членами: 0, 146 — 0, 236 — 0, 382 — 0, 618 — 1, 00 — 1, 618 — 2, 618 и т. д. Построить отрезки “золотого сечения” можно, используя соотношения правильного пятиугольника с соотношением сторон 1: 2 (рис. 4.7). Золотой ряд позволяет установить внутреннюю органическую связь между целым и частями предметов.

 

 

 

Рис. 4.7. Построение отрезка “золотого сечения”

 

Большинство канонов гармонично сложенной человеческой фигуры (М. Витрувия, А. Дюрера, А. Цейзинга, Д. Хембриджа, Т. Кука и др.) основано на принципе “золотого сечения” и ряде Фибоначчи. Например, А. Цейзинг определил, что высота тела относится к длине его нижней половины (от пола до пупка) как 13/8 = 1, 625 – для мужской фигуры и как 8/5 = 1, 6 – для женской. Цейзинг отмечал также, что отношение, равное 1, 6 достигается к 13 годам.

Пропорции тела человека очень разнообразны. Они зависят от этнической принадлежности, от образа жизни, изменяются в зависимости от возраста, пола, они различны у людей даже в пределах одной половозрастной группы.

 







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 839. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия