Студопедия — Творческое рассказывание
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Творческое рассказывание






Возможность развития творческой речевой деятельнос­ти возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у де­тей появляется достаточно большой запас знаний об окру­жающем мире, который может стать содержанием словес­ного творчества. Дети овладевают сложными формами связ­ной речи, словарем; возникает возможность действо­вать по замыслу. Воображение из репродуктивного превращает­ся в творческое (Л.С.Выготский).

Вопросы формирования детского словесного творче­ства исследовались Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, М.М.Кониной, Л.А.Пеньевской, Н.А.Орлановой, О.С.Ушако­вой, Л.М.Ворошниной, Э.П.Коротковой, А.Е.Шибицкой и др., разработавшими тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения. Творческое рассказывание детей рассматривает­ся как вид деятельности, который захватывает лич­ность ребенка в целом: требует активной работы воображе­ния, мышления, речи, проявления наблюдательности, во­левых усилий, участия положительных эмоций.

Словесное творчество — наиболее сложный вид творчес­кой деятельности ребенка. Особенности творческого рассказывания в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на свой прошлый опыт, облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение при­думывать завязку, ход события, кульминацию и развязку; точно, выразительно и занима­тельно передавать свой замысел.

В основе словесного творчества, отмечает О.С.Ушакова1, лежит восприятие произведений художественной литерату­ры, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фра­зеологизмы) в единстве содержания и художественной фор­мы. Словесное творчество она рассматривает как деятель­ность, возникающую под влиянием произведений искусст­ва и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов.

Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочи­нении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворче­стве (создании новых слов — новообразований).

Условия успеха детей в творческой деятельности: постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни; обогащение и активизацию словаря; умение детей владеть культурой связного высказывания, знать композицию повествования; правильное понимание детьми задания: создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

В методике не существует строгой клас­сификации творческих рассказов, но можно выделить следующие виды: сказки; описания природы, со­чинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изме­нение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети со­здают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял»). Нерекомендуется начинать обучение спридумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в необык­новенных, иногда фантастических ситуациях.

Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно.

Развитие словесного творчества детей под влиянием рус­ской народной сказки происходит поэтапно.

На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных указок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов.

На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования сюжета (композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают ис­пользовать эти элементы в их собственных сочинениях. Вос­питатель обращается к приемам совместного творчества: выби­рает тему, называет персонажей — героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подска­зывает развитие сюжета.

На третьем этапе предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет, персонажей1.

Последовательность обучения описа­нию природы.

1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.

2. Углубление детских впечатлений о природе путем рас­сматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.

3. Обучение детей описанию объектов природы по пред­ставлению.

4. Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рас­сматривания картин, слушания художественных произведений.

Помощь детям оказывает образец воспитателя. Приве­дем пример.

Детское словесное творчество не ограничивается рас­сказами. Популярны считалки — короткие рифмованные стихи, которые дети используют для того, чтобы определить ве­дущих или распределить роли; небылицы; загадки.

Стремление к рифме, повторение рифмованных слов — не только считалок, но и дразнилок — часто увлекает де­тей, становится потребностью, у них появляется желание рифмовать. Дети просят давать им слова для рифмовки, а сами придумывают к ним созвучные (ниткав пруду есть улитка).

Формирование поэтического словесного творчества воз­можно при заинтересованности педагогов и создании не­обходимых условий.







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 1887. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия