Студопедия — Психологические воззрения Античности и средневековья
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Психологические воззрения Античности и средневековья






Первые философские учения о душе исходили из концепции анимизма («anima» лат. – душа, дух) - веры во всеобщую одухотворенность всего сущего. Душа понималась как некая независимая от тела сущность, способная управлять как живыми, так и неживыми предметами. Смерть человека связывали с тем, что душа покидает его тело. Постепенно накапливались знания о психике человека.

Древнегреческий философ Гераклит считал, что душа – это субстанция. Она может быть предметом интеллектуального анализа. Мозг является местом, где «живет» душа. Демокрит впервые высказал идею о детерминации души и космоса, считая, что нет беспричинных явлений в мире. Известный древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) впервые ввел названия темпераментов, связывая их с преобладанием в организме человека различных жидкостей: крови (сангвис) – у сангвиников, желтой желчи (холэ) – у холериков, слизи (флегмы) – у флегматиков и черной желчи (мелайна холэ) – у меланхоликов.

Сократ положил начало экспериментальной психологии, технику диалога, явился «пионером психотерапии».

Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 г.г. до н.э.), душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она является вместилищем вечных идей. Мир идей он рассматривал как смыслообразующий фактор познания. В идеи, в понятии Платон распознал умственную модель, устойчивый стандарт предметов. Душевные явления делятся на разум, мужество (воля) и вожделение (мотивация). Разум находится в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Их гармоничное единство придает целостность душевной жизни человека. Трактовка Платоном психики как идеальной сущности является выдающимся достижением древнегреческой философии.

Первая систематизация знаний о психике была осуществлена древнегреческим философом Аристотелем (384-322 гг. до н.э.) в трактате «О душе». По Аристотелю, душа – не бесплотная сущность, а способ организации живого тела и его поведения. «Душа движет живое существо решением и мыслью» (Аристотель. О душе. Соч. В 4-х т. Т. 1. М., 1976. С. 384.). Аристотель впервые вывел функциональную зависимость души (психики) и тела (организма). Его учение о растительной, животной и разумной душе утвердило принцип развития психики от низших форм к высшим. Способности человека рассматриваются Аристотелем как система природных предрасположенностей, развившихся в практической деятельности. Им была дана первая классификация психических явлений. Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженная с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление включает в себя понятия, суждения и умозаключения. Особой формой интеллекта является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума. В учении Платона и Аристотеля психическое отделилось от телесного. Душа перестала трактоваться как мифологический двойник тела и стала рассматриваться как организующий механизм жизнедеятельности живых организмов.

В средневековье происходит уход от научный воззрений. Душа является божественным, сверхъестественным началом, поэтому изучение душевной жизни человека подчинено богословию. Человеку доступна только внешняя часть души, которая обращена к внешнему миру. Таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

Тем не менее, в христианстве были осмыслены многие стороны душевной жизни личности, ищущей высшего смысла и нравственности. Так, в Ш-У вв. н. э. в работах Плотина (205-270 г.г.), Аврелия Августина (354-430 г.г.), раннехристианских философов и теологов предметом исследования стал внутренний мир человека, возможности самопознания, а также способность сознания (интенциональность), направленная на предмет. Данный вопрос был рассмотрен Фомой Аквинским (1226-1274 г.г.).

С У по Х1У веках в работах Боэция (480-524 г.г.), Дунса Скотта (1265-1308 г.г.) складываются представления о личности.

В средние века накапливается конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как одной из основ психики. Немецкие схоласты Р. Гоклениус и О. Кассман впервые ввели термин «психология» (1590 год).

 

2.2. Формирование психологических концепций в 17-18 веках

В 17 веке успехи в естествознании способствовали изменению мировоззрения человека и представлений учения о душе.

Вершиной учения о душе стала система взглядов Ф. Бэкона (1561-1626 г.г.). Новизна подхода Бэкона состояла в отказе от умозрительного решения вопросов о природе души и переходе к эмпирическому изучению ее способностей. Он обосновывает идею о решающей роли эксперимента в научном познании. Формируются принципы научного познания, которые переносятся на изучение человека. Природа трактуется как механизм, действующий по физическим законам. Человек рассматривается как особый механизм, в котором нет места для мифической души. Бэкон в соответствии с традицией отделил науку о теле от науки о душе, а в науке о душе выделил науку о рациональной божественной душе и душе нерациональной, чувствующей, телесной общей для человека и животных. Важным является то, что в учении о душе он ввел новые составляющие – общество и орудия труда в процессах познания мира.

Представления о душе радикально изменилось после того, как Рене Декарт (1596-1650) ввел понятие «сознание». Оно рассматривалось как критерий, отделяющий душу и тело. Декарт утверждал, что взаимодействие человека с миром происходит не по велению мифической души, а благодаря внешним стимулам и соответствующей материальной конструкции человека. Декарт ввел понятие «рефлекс».

Рефлексы – это закономерные ответы тела на внешнее воздействие. Душа отдельная субстанция. Мышление – единственный атрибут души. Духовные чувства, в отличие от телесных движений, обусловлены сознанием. Декарт впервые объяснил психические проявления как материально-обусловленные, отражательно-регуляционные, рефлекторные процессы. И хотя взгляды Декарта носили еще механистический характер (он приравнивал человека к простейшим автоматам), на основе его взглядов в психологии возникло важное понятие – ассоциации. Сложные психические явления стали объясняться связями – ассоциациями. Сознание для него есть непосредственное знание души о самой себе. Это стало базой для развития интроспекционизма. Интроспекционизм (от лат. Introspecto – гляжу внутрь, всматриваюсь) провозгласил, что сознание может быть познано, но только внутренним созерцанием, самонаблюдением. Таким образом, учение Декарта составило основу нового психологического знания, поскольку оно ввело представления:

· о доступности внутреннего мира через интроспекцию;

· о рефлексе как механизме поведения;

· о ведущей роли внешнего мира в детерминации поведения, а также ее механистическую интерпретацию;

· о психофизической проблеме и ее дуалистическом решении.

Мыслители нового времени формировали материалистические представления о сущности психики. Так, голландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632-1677 г.г.) в своем трактате «Этика», анализируя сущность мышления, утверждал, что порядок и связь идей те же, что и порядок, и связь вещей.

Выдающийся немецкий мыслитель Г. Лейбниц (1646-1716 г.г.) различал в структуре психики два уровня – сознание и подсознание. Он полагал, то при отсутствии сознания происходит скрытая психическая деятельность в сфере подсознания. Лейбниц впервые выделил круг неосознаваемых, недоступных самонаблюдению явлений.

Английский философ Джон Локк (1632-1704 г.г.) считал, что все идеи происходят из опыта, в котором объединяются чувственные впечатления от внешних объектов. Д.Локк выступил основоположником теории эмпиризма, утвердил в психологии принцип развития.

С именем Христиана Вольфа (1679-1754) связано появление нового направления в науке – эмпирической психологии. Он подчеркивал значимость изучения конкретных явлений психической жизни, используя самонаблюдение. Но в тот период эмпирическая психология не имела опытного характера исследования в современном понимании. Активность души (в метафорическом смысле это понятие сохранялось очень долго) Вольф связывал со способностями человека иметь представления.

Английский врач Дейвид Гартли (1705-1757 г.г.) отделил память от всех других познавательных процессов, считая ее общим свойством нервной системы, на основе которой совершаются все психические явления.

Д. Гартли впервые понял, что волевое действие ребенка – это его само-команда, которой он овладевает в общении со взрослыми. Он определил три элемента нервно-мышечной системы (орган чувств – мозг - мышцы), предположив связь между рефлексом и ассоциацией. Исходными побуждениями человеческого поведения являются чувство удовольствия и чувство страдания. Формирование человека зависит от того, с какими социально значимыми воздействиями сочетаются эти базовые чувства человека.

В 18 веке возникает концепция историзма – жизнь людей соотносится с жизнью общества, а развитие общества осознается как закономерный исторический процесс. Впервые возникает идея влияния культурно-исторического процесса на формирование индивидуальной психики. Усиливается тенденция к категоризации и классификации психических явлений. Формируются исходные понятия физиологии и психологии – раздражения, возбуждения и чувствительности. В двигательных актах организма стали различаться периферия и центр.

 







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 2867. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия