Студопедия — Основные формы чувств
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Основные формы чувств






<...> Не может быть и сомнения, что если мы обратимся за данны­ми к непосредственному опыту, то перед нами выделятся в качестве двух отчетливо различных форм чувства удовольствия и неудовольствия. <...> Но пусть наблюдатель <...> попытается распространить субъективный анализ чувств на более широкую область наблюдения..; тогда неминуемо выделится перед ним множество душевных состояний, которым необхо­димо приписать характер чувства, но в то же время подогнать под шаб­лонную схему удовольствия—неудовольствия невозможно. <...>

Если я буду смотреть в темном пространстве сперва на блистающий спектрально-чистый красный цвет, а потом на такой же самый голубой



Тема 2, Становление предмета психологии


цвет, то и тот, и другой охарактеризую, конечно, как в высшей степени ра­достные впечатления, т.е. возбуждающие удовольствия, и несмотря на это, чувства, пробуждаемые во мне ими обоими, будут совершенно различны. <...> Наиболее подходящими названиями для них могут служить выраже­ния: возбуждение и успокоение; для высших же степеней последнего мож­но выбрать название подавленность (депрессия). Эти же чувства, очевидно, обусловливают отчасти и противоположный эмоциональный характер, свойственный высоким и низким тонам, резким и мягким тембрам. <...> Будем, например, умеренно напрягая внимание, прислушиваться к ударам медленно отбивающего такт метронома. Тогда в промежутке от одного удара до другого появится и будет становиться все сильнее и силь­нее особое состояние, которое мы можем назвать чувством напряжения (соответственно причине, чаще всего вызывающей это чувство). Как толь­ко ожидаемый удар маятника прозвучал, чувство это разрешается в неко­торое противоположное эмоциональное состояние. Будем называть по­следнее чувством разрешения. Конечно, и то, и другое может соединяться с чувствами удовольствия—неудовольствия, равно как и с чувствами воз­буждения и успокоения; но могут они проявляться и без всякой субъек­тивно заметной примеси. <...>

Однако найти еще какие-нибудь другие эмоциональные элементы, специфически отличающиеся от трех выше различенных пар противопо­ложностей, по-видимому, уже нельзя. <...> Таким образом, всю систему чувств можно определить как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключаю­щих друг друга. Наоборот, каждое из шести основных направлений, полу­чающихся таким образом, может сосуществовать с чувствами тех двух из­мерений, к которым само оно не принадлежит. Направления же одного и

Возбуждение с
Разрешение / f Неудовольствие
Удовольствие
n
Напряжение
 
ние- 1

того же измерения, разумеется, в ка­ждом данном мгновенном эмоцио­нальном состоянии исключают друг друга. Таким образом, многообразие чувств можно символически изобра­зить посредством геометрического построения, данного на рис. 1. <...> В промежутке апс размещены по порядку чувства, разложимые на удо­вольствия и возбуждения, в and чув­ства, разложимые на удовольствие и успокоение и т.д. В пространстве, ограниченном линиями па, пс и пе, будут распределены те чувства, ко­торые содержат одновременно удо­вольствие, возбуждение и напряже­ние и т.д. <...>


ВундтВ. [Психология душевных волнений]



 
 

Удовольствие t
Не уд овол ьстви е
Возбуж-
Успокоение
Напряже-
f
Разрешение
Рис. 2. Символическое изображение течения чувства

Каждое единичное чувство в непрерывности, изображенной на рис. 1, представлено отдельной точкой. Пойдем теперь дальше. ; Обратим внимание на то обстоя­тельство, что каждая такая точка изображает лишь одно мгновен­ное состояние чувства и что это, состояние никогда или почти ни­когда не держится долее. Напро­тив того, каждое реальное чувство всегда входит в состав какого-ни- * будь течения чувства, в продол­жение которого отдельные компо­ненты могут претерпевать частью непрерывные, частью внезапные изменения. Изобразим наглядно ход изменения чувства в таком течении. Для этого можно пред­ставить каждое отдельное измерение эмоциональной непрерывности особо, разъединив символически изображающие их линии. Изменениям в облас­ти каждого отдельного измерения будет тогда соответствовать своя особая кривая. Линия абсцисс при ней будет выражать временные величины, а вос­хождение кривой над линией абсцисс и падение ниже ее будет соответство­вать противоположным фазам чувства в пределах одного того же данного измерения (см. рис. 2). <...>







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 556. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия