Студопедия — Экономическая форма продуктов культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Экономическая форма продуктов культуры






На рынке, где продукты получают общественное признание, они приобретают экономическую форму: становятся товарами и услугами.

Товар – это продукт труда в форме вещи, созданный для обмена. Именно товарами становятся вынесенные на рынок культурные блага в вещной форме. Товарам свойственны такие черты, как возможность транспортировки, хранения, накопления. Товар и его свойства существуют отдельно от работника и качеств труда, создавшего товар. Потребитель товара не участвует в его производстве.

Определенная часть продуктов культуры в форме товара создается внутри отрасли культуры – это картины, скульптуры, объекты архитектуры, аудио- и видеозаписи, произведения декоративно-прикладного искусства1, фотоискусства, искусства моды. Товарную форму имеет быстро развивающийся сектор имущественных прав на продукцию культуры и средства ее индивидуализации: свидетельства на знаки обслуживания, фирменные наименования и др., т.е. материальные носители прав интеллектуальной собственности.

Значительная часть культурных благ приобретает законченную товарную форму в организациях отраслей, смежных с культурой: издательствах, кинокопировальных фабриках.

Услуга – это полезность живого труда, совершаемого ради обмена. Услуги бывают чистыми и материальными. Первые создаются в процессе «обработки людей людьми» или преобразования общественных отношений и потому не имеют вещную форму как результат. Вторые направлены на восстановление ранее созданной материальной формы товара, на восстановление его потребительной стоимости. Они не создают вещь как таковую, а лишь изменяют ее некоторые свойства. Чистые услуги создаются, например, театрами, цирками, библиотеками, клубными учреждениями, выставочными залами, кинотеатрами. Индивидуальными производителями чистых услуг являются, к примеру, художники, устраивающие уличный перформанс2 (представления, показываемые внутри помещений, как правило, — продукт производства какой-либо организации), ими же являются индивидуальные производители (организаторы) празднеств и торжеств. Материальные услуги производятся в реставрационных мастерских.

Услугам, и в частности услугам культуры, свойственны следующие черты:

- для производства услуги необходим субъект (производитель) услуги, объект (потребитель) услуги и существование прямой и обратной связи между ними; таким образом потребитель может участвовать в производстве услуги;

- процесс производства услуги совпадает во времени и пространстве с процессом ее потребления, однако это технологически разные процессы;

- свойства услуги неотделимы от свойств труда работника, создающего услугу; благо, создаваемое в процессе услуги определяется совокупностью полезных свойств этого труда;

- невозможность транспортировки, хранения и накопления;

- невозможность гарантировать постоянство качества услуги в связи с непосредственным, живым характером процесса услуги;

- близость к потребителю – основной принцип размещения производителей услуг, обусловленный невозможностью транспортировки услуг;

- территориальная локальность (ограниченность определенной территорией) рынка услуг, также связанная с нетранспортируемостью услуг;

- информационная асимметрия – неравномерное распределение информации об услуге между ее производителем (продавцом) и покупателем (продавец знает об услуге почти всё – покупатель почти ничего), возникающее потому, что покупатель принимает решение о приобретении услуги до того, как проявятся ее конкретные свойства (купля-продажа услуги, как правило, предшествует ее оказанию).

- ухудшающий отбор как закономерное следствие информационной асимметрии, в условиях которой падает ответственность производителя и доля качественной продукции на рынке. (Об ухудшающем отборе см. Приложение 1 «Рынок ''лимонов'' Джорджа Акерлофа»).

Услуга, создаваемая организациями культуры, есть результат совокупного труда ее работников. Различные виды процессов труда в организации (например, в театре – игра актеров, оборудование и освещение сцены, работа гардероба и буфета, охрана и руководство) вплетены в процесс создания совокупного результата. Функция такой услуги – организация посещения учреждения культуры, в процессе которого производится и потребляется культурное благо. Числом посещений можно количественно измерить объем произведенной организацией культурной продукции.

Пропорции между рынком товаров и рынком услуг в культуре подвижны. Значительная часть продуктов культуры по-прежнему создается в форме услуги. Даже в тех случаях, когда процесс внутреннего производства связан с вещной формой продуктов культуры (например, организация экспозиции картин в музее, обработка книг в библиотеке), услуга, состоящая в доведении вещи до потребителя (экскурсия в музее, выдача книги в библиотеке), оказывается конечным этапом производства продукта.

Глобальная информатизация способствует расширению рынков цифровых культурных продуктов (кино и видео, мода и фотография, музыка и литература), а следовательно, расширению рынков товаров культуры. Рынок собственно услуг культуры сужается, уступая рынку торговых услуг: услуги консерваторий, театров, цирков замещаются услугами по продаже аудио- и видеотоваров с художественным компонентом. В то же время развиваются культурные услуги посреднического характера – кастинговых и билетных агентств, продюсерских центров, брендинговых и кинопрокатных компаний, художественных и книжных ярмарок.







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 867. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия